Читать притчи

Все приведенные истории – вымысел автора, а не притчи и афоризмы мудрецов, передаваемых по традиции.

Приведенное ниже оглавление частей является Интернет-версией и отличается от оглавлений книг.

Приятного прочтения!


Часть первая
  1. Сила не в религии, а в Б-ге. Религия – лишь форма накопления знаний о Нем.
  2. Любить свой народ – не значит ненавидеть другие
  3. Открой Тору – и увидишь мир, гармония которого входит в душу, поднимая ее на недосягаемые выси. И там она скажет Мошиаху: «Пора!». И если это не будет шепот одинокой души, а голос народа, – он придет.
  4. Подвиг – это украшение жизни. Но каким бы дорогим не было украшение, оно не заменит взгляда матери, руки отца, смеха ребенка, любви ближнего… Того, что наполняет наши дни теплом, а жизнь смыслом. Того, что и есть жизнь.
  5. Оглядываясь на века существования современного человека, остается загадкой желание ученых мужей назвать его разумным.
  6. Постоянно думая о будущем, превращаешь настоящее в прошлое.
  7. Каждый раз, открывая Тору, мы слышим голос Создателя. И чем больше людей открывает, тем ближе голос, тем ближе Мошиах.
  8. Только мудрец может назвать мудрецом другого.
  9. Справедливость – это не твое желание. Справедливость – это Его, Г-спода, решение.
  10. Просьбу из глубины души слышит Г-сподь, благословен Он. Так почему не услышат люди?..
  11. Нет ответа на вопрос о месте Б-га в жизни – потому, что Он и есть жизнь.
  12. Измени желания – и изменишь реальность.
  13. Общение с Богом начинается с мыслей. С мыслей начинаются и грехи.
  14. Есть два пути возвыситься. Подняться над всеми. Или поставить всех на колени. Первый требует таланта, желания, трудолюбия и терпения. Второй – только обладания властью.
  15. Если ты хочешь не бояться за жизнь, доверь ее Б-гу.
  16. Правители не должны забывать, что для людей мясные вырезки гораздо актуальней газетных.
  17. Если мудрец спросит тебя: «Что ты можешь сказать?» – молчи. Если спросит: «Что ты хочешь сказать?» – говори.
  18. Если знаниям противостоит убежденность, мудрец прекратит спор. Иначе какой он мудрец?!
  19. Жизнь – высшая ценность нашего мира. И для того, что бы ей обладать в полной мере, надо следовать путями Г-спода.
  20. Если вас попросили подумать – это комплимент. Если попросили поделиться мыслями – это признание. Если попросили совета – это лесть.
  21. Не ищи Б-га на небе. Если ты стал ощущать, что Б-г рядом, значит, ты готов понять, что Он везде.
  22. Мы так любим своих близких, что забываем их уважать. А любовь без уважения, как цветок без воды – черствеет, оставляя лишь подобие прошлой красоты.
  23. Стремясь заработать больше, не забывай, что тебе останется только то, что заработала душа.
  24. Идеальное общество – это не отсутствие больных, бедных, бесправных. Это отсутствие несчастных.
  25. Как назвать людей, которые считают, что жизнь – это критерий существования души, а не тела? Это люди, наделенные верой. Люди, которые считают, что жизнь – это возможность превратить отрезок времени в вечность.
  26. Цель государства – управлять. Цель общества – помогать. Как же надо управлять и помогать, если цель простых людей – выжить.
  27. Б-гоизбранность – это не звание. Это обязанность!
  28. Хочешь научиться управлять миром – научись управлять собой.
  29. Мне не нравится мир, за сотворение которого никто не несет ответственности.
  30. Только бедный может стать богатым.
  31. Если ты хоть раз сказал: «Слава Б-гу!» - такой уж ли ты неверующий!?
  32. Если человек говорит, что ему тяжело – это не значит, что он жалуется. И наоборот: если человек жалуется – это не значит, что ему тяжело.
  33. Еврей – это так много, что, даже став евреем, необходимы усилия, что бы им оставаться.
  34. Учитель не тот, кто учит. А тот, кто умеет учить. Не тот, кто знает. А тот, кто делится знаниями. Не тот, кто старше. А тот, кто мудрее.
  35. Истина, которую человек принимает от начала и до конца, не требуя доказательств и не подвергая ее сомнениям и есть вера.
  36. Не ищешь правду, найдешь ложь.
  37. Желая здоровья, счастья, радости и мира детям, я всегда добавляю, чтобы для них заповедь «Чти отца своего и мать свою…» была обязательной, но не была обязанностью. Через любовь к родителям мы познаем любовь к Б-гу.
  38. Вступая в большую жизнь, все хотят оставить яркий след. Но большинству удается лишь наследить.
  39. Когда мужчина думает о высоком, женщина думает о нем, о детях, о доме и очаге. Думает, как сделать так, что бы мужчине ничего не мешало не только думать, но и делать мир лучше.
  40. Посей зерно оправдания, и оно прорастет бездушием.
  41. Г-сподь дал каждому возможность выбирать, что делать и как поступать. Но выбрать виновного в твоих ошибках нельзя.
  42. Чтобы у тебя были друзья, надо самому быть другом.
  43. Суеверие – это попытка заменить веру в Б-га на веру в нелепости.
  44. Деньги и власть не портят человека. Просто они дают свободу, которую некоторые понимают как возможность не скрывать более свое истинное «я».
  45. Задумавшись о жестокости мира, задумайся и о том, кто его сделал таким.
  46. Иногда, чтобы не потерять, надо выбросить.
  47. Каждый день, шаг за шагом, мы должны следовать путем Г-спода, избавляясь от рабства материального мира, к свободе духовного.
  48. Есть огромное количество вопросов, на которые я не знаю ответов, но нет вопросов, на которые я не мог бы дать ответ.
  49. Б-г дает не то, что ты хочешь, а то, что тебе надо.
  50. Если я могу что-то объяснить, это не значит, что я могу за кого-то думать.
  51. Камни, брошенные в детей, приносят родители.
  52. Ложь, как яд, губит всех, кто ее принял.
  53. В Торе не один путь. Но все – к истине.
  54. Если за работу хорошо платят, она начинает нравиться.
  55. Гнев превращает человека в подобие зверя, заставляя забыть, по подобию Кого он создан.
  56. Если вы подали нищему и говорите ему – «ты», то это не подаяние, а плата за хамство.
  57. Мы выбираем то, что выбрали. А надо наоборот.
  58. Яйца курицу не учат. Но одно место порвать могут.
  59. Не бойся наказания за грехи. Бойся Б-га. И тогда сам грех – уже наказание.
  60. Трус не тот, кто боится, а тот, кто страхом оправдывает свои поступки.
  61. Чтобы не расплачиваться, надо платить.
  62. В спорах давно рождается не истина, а ненависть.
  63. Когда надо идти, отдаляется не тот, кто уходит, а тот, кто стоит.
  64. Человек – царь природы. Но сила царя не в том, чтобы помогать рыбе плавать, а птице летать. Сила в том, чтобы позволить.
  65. «За что?» – это вопрос не к Б-гу, а к себе.
  66. Ты должен понимать, что если не перебивают – это не значит, что слушают. Чтобы слушали – должны уважать. А чтобы уважали, ты должен знать, когда молчать, с кем говорить, и кого заставить.
  67. Традиция – это не чтение, а изучение Торы.
  68. Когда ищут решение проблемы, глупец находит желание, а мудрец – умение.
  69. Одиночество – это когда не можешь обратиться даже к Б-гу.
  70. Историю изменить нельзя, но ее можно переписать.
  71. Не та клетка, в которой ты, а та, в которой твоя душа.
  72. Посели в своей душе любовь, и мир преобразится.
  73. Не призывай Б-га в свидетели. Он судья.
  74. Не страшно, когда чужие проблемы удивляют. Страшно, когда они радуют.
  75. Чтобы постичь тайное, надо понять явное.
  76. Семья – это мир, создаваемый тобой. Наполни его святостью, и в нем поселятся любовь, понимание и благополучие. Оставишь место для греха - и твой мир рухнет, погребя под обломками даже воспоминания.
  77. Г-сподь создал мир таким, каким хотел его увидеть. А мы видим лишь то, что можем.
  78. Чтобы не повторять ошибок, их надо признавать, а не объяснять.
  79. Сны – это причуды разума, и только пророки видят в них истину.
  80. Чем больше неприятностей, тем меньше бед.
  81. Если во время молитвы ты думаешь не о молитве, будь готов к тому, что, раздавая милость, Б-г будет думать не о тебе.
  82. Счастье настолько индивидуально, что на поиски его определений может уйти вся жизнь. Но есть одно, которое подходит всем. Счастье – это когда ты счастлив.
  83. Хочешь услышать Б-га – слушай Тору.
  84. Приятным собеседника делает не интеллект, эрудиция или манеры, а твое отношение к нему. Но если ты хочешь диалога, позаботься, чтобы и у собеседника возникло желание общаться с тобой. А как этого добиться без интеллекта, эрудиции и манер?
  85. Не беда, когда свою веру считают правильной. Беда, когда неправильной объявляют чужую.
  86. Нужда закрывает уши, но открывает глаза. Ты перестаешь слышать тех, кто говорит о помощи, и начинаешь видеть тех, кто помогает.
  87. Люби Б-га не за то, что Он дает, а за то, что Он есть.
  88. Не жди ничего, получишь все.
  89. Случайности остаются случайностями до тех пор, пока не начинаешь видеть в них закономерность.
  90. Смерть страшит тех, кто не закончил дела.
  91. Если ты не выбираешь добро, ты творишь зло.
  92. Не шутки делают человека смешным, а его поступки.
  93. Мудрецу нужна Тора, чтобы научиться любить ближних. Глупцу нужна Тора, чтобы научиться любить Тору.
  94. Любовь – это такое чувство, описать словами которое берутся только те, кто не любил.
  95. Есть мысли, глубина которых так велика, что дно можно лишь представить. Это мысли, которые можно постичь, только если видишь, знаешь и мыслишь сам.
  96. В жизни нельзя обойтись без ошибок. Но полагаться на них, как на способ познания, – одна из них. Ошибаясь, приобретаешь опыт, но теряешь мудрость.
  97. Чтобы стать человеком, не обязательно быть обезьяной.
  98. Хочешь спросить, чтобы проверить свои знания, - подумай, у того ли спрашиваешь. Хочешь спросить, чтобы проверить чьи-то знания, - подумай о своих. Хочешь спросить, не думая о знаниях, – спроси мнение.
  99. Только Б-жественная душа способна наполнить силой сотворенного из праха, именуемого – человек. Силой, равной которой нет во вселенной. Силой Творца.
  100. Дети – это зеркало, отражающее не только красоту мира, но и его пороки.
Часть вторая
  1. Любовь и ненависть уживаются лишь в том, кто любит только себя.
  2. Если открытое противостояние невозможно, умный враг становится другом, чтобы остаться врагом.
  3. Единственный человек, которого я хотел бы убедить в своей правоте – это я.
  4. Если поместить слова о Б-ге не в сердце, а в мозг, то будешь искать их среди нагромождения мыслей, многие из которых далеки от чистоты.
  5. Желания о духовном радуют даже наличием. Желания о материальном – лишь исполнением.
  6. Бездарность – это не отсутствие дара, а неумение им пользоваться.
  7. Никому не дано понять Б-жий замысел, но всем дана возможность его осуществлять.
  8. Человек понимает, чего он хочет, когда у него все есть.
  9. Человек, думающий, что ему никто не нужен – гордец. Человек, думающий, что он нужен всем – глупец.
  10. Обижают тех, кто обижается.
  11. Поиск виновного всегда заканчивается тем, что находят, кого наказать.
  12. Не гонись за славой. Глупцу славы не догнать, а мудреца она сама догонит.
  13. Порой прозреть помогают не врачи, а совесть.
  14. Служить и быть слугой – не одно и то же.
  15. Работай, чтобы жить, но не живи, чтобы работать.
  16. Главный урок Песаха – не как выйти из Египта, а как идти путем Г-спода.
  17. «Евреи правят миром» – это самое гнусное обвинение, брошенное в адрес народа, признавшего единство Б-га, а значит признавшего, что миром правит только Он.
  18. Все дает Г-сподь. Но когда ты даешь бедным, это даешь ты, а не Б-г. Это простое действие превращает материальное в духовное, возвышая человека до свойств Творца.
  19. Людей, мешающих жить, достаточно. Но есть только один человек, способный помешать тебе обратиться к Б-гу с молитвой. Это ты сам.
  20. Иудаизм – не религия. Иудаизм – образ жизни евреев.
  21. Отсутствие преступности – это не отсутствие преступлений, а отсутствие желания преступить закон.
  22. Не на обуви человек носит грязь, а в душе.
  23. Порой, пройдя долгий путь, понимаешь – для того, чтобы идти дальше, необходимо вернуться к началу.
  24. Равноправие – одна из уловок демократии, отвлекающая людей от борьбы за истинное равенство. За равенство возможностей.
  25. Не надо сидеть и ждать прихода Мошиаха, надо подняться и идти навстречу.
  26. «Зло» - оседает в душе камнями, превращая ее в подобие могилы на еврейском кладбище.
  27. Идущий путем мудрости спрашивает, чтобы получить ответ. Идущий путем глупости спрашивает, чтобы спросить. Идущий путем гордыни спрашивает, чтобы ответить.
  28. Прежде чем ответить на вопрос – кто ты, реши, хочешь ты найти свое место в жизни или занять чужое.
  29. Подавление желаний не избавляет от стремления к их реализации.
  30. Знания открывают человеку мир, наполненный чудесами.
  31. К мудрости приводит человека не накопление знаний, а их распространение.
  32. Б-г может простить грешника, но не прощает грехи.
  33. О здоровье общества можно судить по отношению к больным.
  34. Глупец обещает то, что делать не надо. Подлец обещает то, что сделать не может. Хитрец обещает то, что обязан делать. А тот, кто ничего не обещает – мудрец.
  35. Путь к истине начинается со знания, проходит через умение и заканчивается возможностью.
  36. Почему доказательств требует только то, во что не верим?
  37. Самодостаточность религии – это когда нет необходимости укреплять свою веру, обращаясь к другим.
  38. Иногда секреты появляются для того, чтобы о них узнали.
  39. Добро не может быть предметом сделки. Поэтому не жди, что за него будут платить тем же.
  40. Искусство – дитя таланта, вскормленное любовью и страданием.
  41. Слава может прийти к любому, но Б-г защищает тех, кому она не нужна.
  42. Равенство нельзя провозгласить. Оно достается в борьбе с собственным эго. И лишь победив, получаешь свободу, позволяющую ощущать себя равным любому.
  43. Тора открыта для всех, но не всем она открывается.
  44. Настоящий лидер не тот, кто ведет к лучшему, а тот, кто создает условия, чтобы дошли все.
  45. В наше время о вкусах не спорят. Их навязывают.
  46. Чтобы выигрывать, в любой жизненной ситуации необходимо знать цель, ощущать стремление и иметь возможность.
  47. Там, где за грехи прощает не Б-г, а человек, процветает тьма.
  48. Возможно, кто-то и верит, что труд сделал из обезьяны человека. Я знаю лишь то, что труд позволяет человеку оставаться человеком.
  49. Знания дают человеку то, что хочет его душа. Одному - возможность созидать, другому - разрушать.
  50. Зерно любви прорастает в мыслях и расцветает словами. Но если любовь не растет дальше слов, то она бесплодна, потому что плоды любви – дела, доказывающие истинность слов и чистоту мыслей.