Жизнь – высшая ценность нашего мира. И для того, что бы ей обладать в полной мере, надо следовать путями Г-спода.

19

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Я понимаю, что надо любить ближнего, что это мой долг. Но как можно любить всех?! Как можно не учитывать – достойный человек или нет, заслуживает любви или нет? И что делать, если человеку вообще не нужна моя любовь?

– С чего ты взял, что любить ближнего – это твой долг?! Если бы Г-сподь наш, благословен Он, захотел возложить на тебя обязанность, Он бы так и сказал: «Ты должен любить»... Долг, обязанность – это отчасти принуждение, усмиряющее тело. Не хочу, но должен. Я бы не делал, но обязан. Долг может характеризовать честь, порядочность, уровень культуры…. Но не любовь! Любовь – это свойство души. Поэтому не может быть любви по принуждению. Всевышний заповедал любить ближнего, но хочет, что бы ты желал любить. Желание, идущее из глубины одной души навстречу другой, объединяет людей в народ. Народ, который слушает, когда к нему обращаются: «СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ…»[1]!

– Хорошо. Нет в Торе – должен любить. Но ведь нет и – желай любить. «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ»[2]. И все. А где же желание?!

– В отношении с ближними присутствует только желание. Откуда берем? «НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО… НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО…».[3]

И так далее. Это запрещающие заповеди. Значит, повелевающие – от обратного: желай. Но остается вопрос. Почему явно не сказано – желай? В Торе есть все, кроме лишнего. И если не сказано: «желай», то только для того, чтобы разделить понятия, чтобы подчеркнуть, что в отношениях с ближним «не желай» важнее, чем «желай». Забрать у ближнего – больший грех, чем не дать. Поэтому «не желай» – видится, а «желай» – слышится.

Теперь я бы хотел ответить на вторую часть твоего вопроса. Разве сказано любить только достойных? Разве сказано любить только тех, кому нужна твоя любовь? Пойми и прими, что любить ближнего необходимо тебе, а не тому, кого ты любишь. Если кому-то не нужна твоя любовь – это его проблема. Если ты начинаешь определять, кого любить – это твоя проблема. Люби любого. Бедного и богатого, больного и здорового, некрасивого и красивого, незнакомого и знакомого… Любого! Потому что он – ближний.

Но из «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО…» надо взять все. «Возлюби» – это не только желание, это еще и стремление. Активная жизненная позиция. Есть предмет – ближний, и действие – любовь. Ты должен реализовать стремление к предмету, выполняя действие. Именно выполняя, действуя, потому, что нет в Торе – «прими» любовь ближнего своего, когда ты мог бы пассивно реализовывать желание любить. То есть любить в ответ на любовь. Этого достаточно, чтобы быть счастливым в семье, но не достаточно для счастья всего народа.

И последнее. «ВОЗЛЮБИ …, КАК САМОГО СЕБЯ». Это значит, что чем больше ты любишь себя, тем больше ты любишь ближнего. А что значит любить себя? Это значит иметь самое ценное, что есть в жизни. Как ты думаешь, что это?

– Самое ценное в жизни, наверное, сама жизнь.

– Именно! Жизнь – высшая ценность нашего мира. И для того, чтобы ей обладать в полной мере, надо следовать путями Г-спода. Открой Тору и прими: «СОБЛЮДАЙТЕ ЖЕ УСТАНОВЛЕНИЯ МОИ И ЗАКОНЫ МОИ, ИСПОЛНЯЯ КОТОРЫЕ, ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ ИМИ…».[4] И еще. «ХРАНИ ЖЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО И ЗАПОВЕДИ ЕГО, КОТОРЫЕ Я ПОВЕЛЕВАЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ ХОРОШО БЫЛО ТЕБЕ И СЫНАМ ТВОИМ ПОСЛЕ ТЕБЯ И ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ…!»[5]

– Ребе! Кто скажет лучше!

– Кто скажет?! Кто знает лучше!



[1] Дварим 6:4

[2] Ваикра 19:18

[3] Шмот 20:14

[4] Ваикра 18:5

[5] Дварим 4:40