Цель государства – управлять. Цель общества – помогать. Как же надо управлять и помогать, если цель простых людей – выжить.

26

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Я учусь в институте на психолога. Так вот, недавно мы разбирали тему – роль государства и роль общества в формировании личности. Зачет-то я сдал, но, как бы это сказать, осадок остался. То ли не до конца разобрали, то ли поверхностно. В общем, я хотел бы узнать, что вы думаете об этом.

– Ты знаешь, действительно обычно говорят – роль. Роль государства. Роль общества. Роль семьи…. Одни роли, как в театре. Но жизнь не театр, где оттачивают мастерство игры.

– Позвольте, а как же знаменитое: «Что наша жизнь? Игра!»

– Разве можно сыграть первый шаг ребенка или отрепетировать потерю близкого? А может, ты продашь билеты на первое свидание? Или скажешь плачущей матери: «Не верю!» Воспринимая жизнь как игру, начинаешь видеть в людях кукол.

Но давай вернемся к формированию личности. Кстати, тоже избитая фраза. Отправной точкой должно быть принятие того, что человек, какой бы сложной структурой ни представлялся, – это тело и душа. Почему отправной, поймешь позже.

Итак, государство. Цель государства – управлять. И оно управляет, и стремится управлять, каким бы ни было. Управление жизнью – это диктатура. Управление возможностями – коррупция. Управление способностями – демократия. Государство загоняет в клетку или дает свободу, являясь хранителем институтов власти. А значит, обращается к телу и формирует взаимоотношения человека с внешним, физическим миром.

А что общество? Цель общества – помогать. И оно помогает, и стремится помогать. Но, в отличие от государства, общество пассивно в своем стремлении. Являясь хранителем морали, культуры, религии, общество обращается к душе. А значит, формирует взаимоотношения с внутренним, духовным миром.

Это значит, что ни государство, ни общество не могут, вернее, не должны превалировать или заменять друг друга. Но это также значит, что государство не может быть бездуховным, а духовность не может быть беззащитной. Это значит, что только гармоничное влияние государства и общества может формировать личность. Я имею в виду личность с большой буквы.

Ты знаешь, к твоему вопросу можно подойти и с другой стороны. И это тоже будет примером влияния государства и общества, особенно в современных условиях. Так вот. Цель государства – управлять. Цель общества – помогать. Как же надо управлять и помогать, если цель простых людей – выжить.