Хочешь научиться управлять миром – научись управлять собой.

28

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Мне предложили должность. Хорошую должность. Но для себя я вижу одну проблему. У меня будет в подчинении почти тысяча человек. Управлять таким коллективом – дело не простое. Тем более, что человек я для них посторонний. А значит, притираться придется в процессе работы. В моем понимании, руководитель должен быть строгим, но не самодуром. Лояльным, но не до вседозволенности. Требующим субординации, но не чинопочитания. При всей отдаленности этих понятий, грань между ними такая хрупкая. Вот я и пришел за советом.

– Наши мудрецы говорили: «…кто спасет одну жизнь, согласно Торе, спасает целый мир»[1]. Каждый человек – это мир. Все устройство общества в тебе. Твой мозг – это законодательная власть. Тело – исполнительная. А совесть, одно из свойств души – власть судебная.

Если жизнью управляет тело, ты стремишься лишь к получению удовольствий. Мозг ищет способы их удовлетворения. А совесть молчит. Этот путь заканчивается анархией.

Если жизнью управляет мозг, ты примешь для себя любой закон. От ограничения совести до вседозволенности. Ты пойдешь по головам и водрузишься на вершине. Тело не будет сопротивляться, а душа отправится на задворки мироздания. Этот путь приведет к культу.

Если жизнью управляет душа, она будет стремиться к Создателю, не заботясь о собственном исправлении и тем более исправлении мира. А тело и мозг окажутся в заключении.

Лишь гармония законов, основанных на совести, при их исполнении приведет к миру в твоем мире. Научись управлять своими желаниями, своими эмоциями. Научись видеть в людях личностей со своим внутренним миром. Научись уважать себя и научи уважать себя. Стань отцом и будь сыном. И не позволяй ни одной власти завладеть тобой полностью.

Так что, хочешь научиться управлять миром – научись управлять собой.



[1] Сангедрин, 4:5.