Учитель не тот, кто учит. А тот, кто умеет учить. Не тот, кто знает. А тот, кто делится знаниями. Не тот, кто старше. А тот, кто мудрее.

34

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Я заканчиваю учебу в институте. И на последний год мы должны как бы прикрепиться к преподавателям. То есть, преподаватели профильной кафедры формируют группы студентов. В общем, в этом году проводится эксперимент, и мы можем выбрать себе наставника, учителя на последний, самый ответственный год. Извините, что так сбивчиво, но я волнуюсь. Вы мне поможете?!

– Конечно, помогу! Но и ты мне помоги. Расскажи, из кого мы должны выбрать?

– Мне нравятся три преподавателя. Зав. кафедрой. Умница. Грамотный, знающий. Ученый с мировым именем. Но очень занятой человек. То конференции, то симпозиумы. Конгрессы. Заграница. Знания получаешь сам. Второй – доцент кафедры. Старейший преподаватель института. Знания, опыт. Но он абсолютно не требователен. Из него все приходиться вытягивать. На занятиях он как бы сам по себе. Студенты сами по себе. Зато у всех хорошие оценки. И третий – старший преподаватель. Молодой. Знающий, эрудированный. Легкий в общении. Занятия, как сказка. Но очень строгий. Сдать зачет – каторга. И как тут выбирать?!

– Мне кажется, ты уже определился и хочешь себя проверить. Хорошо. Твои преподаватели все достойные люди. Но выбираешь ты не их, а свой интерес. Если тебе необходимо имя, иди к первому. Нужны оценки – ко второму. Хочешь получить знания – к третьему.

Но когда ты на самом деле будешь выбирать учителя, вспомни мои слова: «Учитель не тот, кто учит. А тот, кто умеет учить. Не тот, кто знает. А тот, кто делится знаниями. Не тот, кто старше. А тот, кто мудрее».