Истина, которую человек принимает от начала и до конца, не требуя доказательств и не подвергая ее сомнениям и есть вера.

35

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Я человек верующий, и вы это знаете. Но я давно хочу вас спросить вот о чем. Со времени дарования Торы и написания Талмуда прошло очень много лет. Почти все тайны природы перестали быть тайнами благодаря развитию наук. То, что раньше казалось сверхъестественным, теперь изучается даже в школе. Ученые решают вопросы мироздания, устройства вселенной, развития человечества.

Как увязать, с одной стороны, науку и ее достижения, с другой, веру в Б-га? Почему меня не покидает ощущение, что чем больше накапливается знаний, тем меньше места вере и больше упреков в отсутствии доказательств религиозных постулатов. Где истина?!

– Скажи! Требует ли ребенок доказательств у родителей, что они родители? Нет. Для него это истина. И будет оставаться истиной, пока он верит, что они его родители. Доказательства необходимы при возникновении сомнений. И истина требует доказательств. Но как быть, если доказательства сомнительны, а сомнения доказательны? Тогда человек сам определяет истину. Истину, существующую, возможно, только для него. Истину, которую он принимает от начала и до конца, более не требуя доказательств и не подвергая ее сомнениям. Это и есть вера. Ты спрашиваешь, где истина? Истина в том, что знания не могут поколебать веру. Они лишь ее укрепляют.