Посей зерно оправдания, и оно прорастет бездушием.

40

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Вы говорили, что о ближнем надо судить, оправдывая его. А недавно сказали, что, оправдывая, теряешь душу. Тут какое-то противоречие. Или я что-то не понял?

– Наверное, ты не расслышал. Я сказал – находя оправдание, развиваешь разум, но теряешь душу. И речь идет совсем о разных случаях.

Когда мы оправдываем? Когда не знаем наверняка, какой проступок совершен и совершен ли вообще. Наши догадки должны быть в пользу ближнего. А значит, мы считаем, что ничего не было.

Когда мы ищем оправдание? Когда знаем, что было и знаем – что. Вот тут и начинается работа ума. А ум – это адвокат совести. Подыскиваются причины, поводы, доводы, варианты. И вот ты уже не жадный, а бережливый. Ты не злословил, а критиковал. Не украл, а взял. Дальше – больше. Человек настолько рационален, что для него искать – значит найти. И он находит, выстраивая теории, оправдывающие все, даже убийство. Одна такая теория стоила жизни миллионам евреев. Теория, созданная болезненным разумом людей, давно потерявших душу.

Я думаю, ты понял разницу. Разницу между оправданием ближнего и оправданием греха. Понял, и не будешь спрашивать, почему я сказал – посей зерно оправдания, и оно прорастет бездушием.