Суеверие – это попытка заменить веру в Б-га на веру в нелепости.

43

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Как относиться к суевериям? Ведь их огромное множество. Какие-то приметы, обычаи, ограничения. Там сплюнь. Там не ходи. Так не наливай. В понедельник не начинай. И так далее.

– Само слово говорит за себя. Суе-верие. Вера всуе. Вера в пустое, ошибочное, ложное. Суеверия имеют разные корни. Наиболее древние берут начало в язычестве. Чародейство, гадания, прорицания, обряды. А как ты понимаешь, все, что связано с идолопоклонством, просто неприемлемо. Затем стали появляться суеверия, основанные на неверной трактовке Святых книг. Даже Торы. Это суеверия, рожденные недоучками.

– Как же так?! Я могу представить приход суеверий из язычества. Но из Торы-то как?!

– Для того, что бы понимать Тору, мало ее просто прочитать. Даже сто раз будет мало. Надо изучить Мидраш, комментарии и пояснения мудрецов. Надо изучать Талмуд, чтобы понимать, как из Торы появляется закон – Алоха. В противном случае можно не только не понять, что написано, но и извратить. Например, ты наверняка знаешь, что в понедельник стараются не начинать важные дела. Так и говорят: «Понедельник – день тяжелый». А все потому, что про все дни Творения Г-сподь Б-г наш, благословенно Имя Его, сказал, «…ЧТО ЭТО ХОРОШО».[1] Про все, кроме второго – понедельника. Для желающих читать, а не изучать, это послужило поводом считать понедельник несчастливым днем. И хотя Талмуд запрещает рассматривать связь между временем и судьбой, для многих понедельник до сих пор «не тот день».

Есть суеверия, возникшие совсем недавно. Ты наверняка слышал, что наступать на канализационный люк – плохая примета. Примета, родившаяся из-за разгильдяйства, когда просто забывали закреплять люки. Наступи на него, и травма гарантирована. Но как заставить не наступать, особенно детей. Простой запрет не действует. А вот плохая примета – весьма эффективное средство борьбы с непослушанием.

Ну а что касается твоего вопроса о том, как относиться к суевериям, я бы ответил – никак. Маймонид о разных суевериях, повериях и прочих «глупостях» говорил: «Мудрые люди на основании неопровержимых доказательств убеждены, что все эти вещи, которые запретила Тора, представляют собою ложь и суету, которыми могли увлекаться люди, лишенные всякого смысла».

– Послушайте! Масса людей верят в приметы – и, получается, все они лишены смысла?!

– Ты должен понять, что ни черная кошка, ни пустое ведро, ни что-либо вообще не может распорядиться твоей судьбой, потому что она в руках Владыки вселенной. А значит суеверие – это попытка заменить веру в Б-га на веру в нелепости. Что может быть бессмысленней!



[1] Брейшит 1:4, 10, 12, 18, 21, 25, 31