Если я могу что-то объяснить, это не значит, что я могу за кого-то думать.
50
Пришел как-то к раввину человек и говорит:
– Ребе! Получилось так, что я поступил не должным образом по отношению к своему другу. Он попросил у меня денег взаймы. Деньги у меня были, но я не одолжил. Даже не знаю почему, но сказал, что сейчас на мели. Деньги-то он нашел. Все у него хорошо. А мне плохо. Мучают угрызения совести. Может, рассказать ему… объяснить?! Даже не знаю! Как вы думаете?
– Хм! Он только что избавился от проблемы с деньгами, а ты хочешь свалить на него проблему с другом. Друг – не деньги. Его не одолжить, не взять в банке. Так что молчи. Оставь все как есть. И пусть это будет уроком тебе и твоей совести!
И вообще, ты задумывался над тем, что такое совесть? Совесть – это зеркало души. Поэтому каждый раз, когда я слышу об угрызениях совести, я спрашиваю: «Кому нужна совесть, изгрызенная до дыр?!» И когда ты будешь искать ответ на этот вопрос, поймешь – чтобы не испытывать мук совести, надо поступать по совести. Вот тогда ты придешь ко мне и скажешь: «Я не смог отказать в помощи другу!». Но я буду ждать, когда ты скажешь: «Мне совесть не позволила отказать в помощи ближнему».
– А в чем разница?!
– Если я могу что-то объяснить, это не значит, что я могу за кого-то думать.