Ложь, как яд, губит всех, кто ее принял.

52

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! У нас на работе недавно возник спор по поводу так называемых «Протоколов сионских мудрецов». Доказано, что «Протоколы» – фальшивка. Что они были сфабрикованы по указанию главы зарубежного отделения царской тайной полиции в Париже П.И. Рачковского и являют собой в основном копию памфлета Мориса Жоли против Наполеона III. Памфлета под названием «Диалог в аду между Монтескье и Макиавелли», датируемого 1864 годом.

Я принес на работу статью Норманна Кона, который писал: «Более 160 отрывков в «Протоколах» – две пятых всего текста – откровенно взяты из книги Жоли; в девяти главах заимствования достигают более половины текста, в некоторых – до трех четвертей, а в одной (протокол VII) – почти целиком весь текст. Более того, за некоторыми исключениями, порядок заимствованных отрывков остается точно таким, как у Жоли, и создается впечатление, что автор «Протоколов» работал над «Диалогом» механически, переписывая страницу за страницей. Даже расположение по главам аналогичное – 24 главы «Протоколов» почти целиком совпадают с 25 главами «Диалога». Только в конце, где преобладают пророчества «мессианского века», переписчик позволяет себе некоторые отступления от оригинала. Это – поистине бесспорный случай плагиата и подделки».

В статье было еще много фактов и доказательств, но я не об этом. Один далеко не глупый сотрудник все это выслушал и сказал, что в протоколах что-то есть, и, скорее всего, он им верит. Почему же откровенная ложь так живуча? Почему даже бесспорные доказательства не убеждают? И вообще, как нелепость может стать убеждением?

– Для того чтобы вкусить хлеба, надо начинать с посевной. Для того чтобы сеять, необходимо поле. А для того чтобы был хороший урожай, земля должна быть подготовленной. У каждого человека есть свои убеждения. Убеждения – это и есть то самое поле, в которое попадает зерно лжи. И прорастет оно или нет, зависит от готовности почвы. Понимаешь, если ты готов верить нелепостям, значит, ты будешь верить. Если кто-то верит в мировой еврейский заговор, для них любые доказательства того, что «Протоколы» подделка, пустое. Это тот случай, когда страшна не ложь, а люди, не желающие знать правду.

– А как быть с теми, у кого нет убеждений? С теми, кто, столкнувшись с обманом, считают, что это и есть правда?

– Есть два пути не быть лжецом. Первый – нести правду. Второй – поверить лжи. Но ложь, как яд, губит всех, кто ее принял. Капля за каплей отравленные идеи овладевают сознанием людей. Мир искажается. Идеалы меняют знаки. Чистота превращается в грязь. Мораль в грех. Ложь не может отравить лишь носителей правды. И от того, где они находятся, зависит здоровье общества.

– В каком смысле – находятся?

– В прямом. В здоровом обществе носители правды – это лидеры. Они определяют направление движения. Они руководят. В больном – носители правды находятся или на задворках политического устройства, или в тюрьме. Но даже оттуда они способны принести людям единственное лекарство от лжи – правду. А для того, чтобы принимать лекарство, надо понимать, что болен. Это понимание – первый шаг на долгом и трудном пути исцеления. А сделав последний шаг, мы услышим шофар.