Не бойся наказания за грехи. Бойся Б-га. И тогда сам грех – уже наказание.
59
Пришел как-то к раввину человек и говорит:
– Ребе! На одном из фарбренгенов вы сказали, что не надо бояться наказания за грех. Как же так?! Как же можно не бояться? Что же будет останавливать человека от совершения греха? Может быть, я чего-то не понял?
– Тебе, наверное, пересказывали беседу и что-то упустили. Давай объясню. Кто не боится наказания за грехи? Тот, кто не грешит. Нет греха, нет наказания. Если человек не ест грибов, он не боится ими отравиться.
– А если наоборот. Он не ест грибов потому, что боится отравиться?
– Хороший вопрос. Но смотри. Этот человек хочет грибов, но не ест из страха. Хочет, но не делает. Значит, желание побуждает, а страх останавливает. К сожалению, большинство человечества грешит. И если кого-то останавливает страх наказания – это уже хорошо. Но… Неужели ты не убиваешь ближнего только из боязни Б-жьего суда? Нет! Тебе противна сама мысль об убийстве. А смог бы ты отобрать у ближнего дом, жену, скарб?.. Для тебя это неприемлемо. Ты не хочешь этого, не желаешь. Тебе омерзительны подобные поступки. А это значит, что если ты совершишь что-либо подобное, начнешь страдать, испытывать угрызения совести, мучиться еще до того, как получишь наказание. Само совершение греха для тебя наказание.
Вс-вышний не хочет тебя наказывать за грехи. Он хочет, чтобы ты не грешил. Когда ослушание Г-спода становится большим страхом, большим наказанием, чем само наказание, – это и называется служением от всей души. Это и есть истинная вера. Старайся любой, даже самый малый грех рассматривать с этих позиций. И ты увидишь, что очень маленький и очень вкусный, но не кошерный кусочек не полезет в рот, даже если никто не видит. Вот поэтому я и сказал на фарбренгене: «Не бойся наказания за грехи. Бойся Б-га. И тогда сам грех уже наказание».