В спорах давно рождается не истина, а ненависть.

62

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! У нас на работе часто спорят. Фактически по любому поводу. Кто-то что-то прочитал. Кто-то увидел. О политике, машинах, домах, финансах… Обо всем. Так бы и ничего, но эти споры доходят чуть не до потасовок. Крики до ора. Свое мнение – это да. Чужое – ерунда. И никто никого не слушает, а главное не хочет слушать. Я спрашиваю – а где же истина, которая рождается в споре? Каждый начинает кричать, что истина только у него. Но ведь так не должно быть.

– Конечно, нет. А насчет споров о мирских делах, я тебе скажу словами из Притчей: «Не отвечай глупцу на глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему»[1]. Так что перестань напрасно тратить время.

А вообще, споры в еврейской традиции имели огромное значение. Споры мудрецов легли в основу Гемары. Но в них действительно рождалась истина. Разные школы, разные подходы, но уважение и признание, независимо от того, чье мнение будет признано. Сколько восторга испытывали наши мудрецы, когда кому-то удавалось разрешить, казалось бы, неразрешимое. Но разве были обиды? Разве имели бы мы такой Талмуд, если бы хохамим признавали только свое мнение? А знаешь ли ты, что один из вопросов, который спрашивают у человека в день Небесного Суда, как толкует Рава: «…с мудростью ли участвовал в ученых спорах, постигал ли из одного другое?»[2]

Но мудрецы уходят. А глупцы остаются. Поэтому в спорах давно рождается не истина, а ненависть.



[1] Притчи 26:4

[2] Шабат 31А