Ты должен понимать, что если не перебивают – это не значит, что слушают. Чтобы слушали – должны уважать. А чтобы уважали, ты должен знать, когда молчать, с кем говорить, и кого заставить.

66

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Я хотел бы попросить у вас совета по поводу одной проблемы. Может, это и не проблема, но… В общем, меня часто перебивают. Понимаете, говорю что-нибудь в компании или на работе, а меня перебивают и начинают о своем. Как будто я ничего и не говорил. При этом ко мне приходят советоваться. Говорят, что я лучший в своем деле. Что интересный человек. И вижу, что не врут. Но в компании как-то игнорируют, что ли. Вернее не игнорируют, а… Даже не знаю, как сказать. Неприятно, и все.

– Хочешь, чтобы тебя не перебивали, – будь нем. Молчащего не перебьют.

– Но не могу же я все время молчать. Даже животное требует общения.

– Хочешь, чтобы тебя не перебивали, – будь глух, и не услышишь перебивающего.

– Тогда я буду говорить сам себе. А смысл?

– Хочешь, чтобы тебя не перебивали, – имей власть и заставь не перебивать себя.

– Хорошо. На работе с подчиненными я могу общаться с позиции силы. Но как быть с друзьями или родственниками?

– Вот мы и подошли к главному. Разве основа беседы или спора – когда не перебивают? Нет. Когда слушают и слышат. Поэтому ты должен понимать, что если не перебивают – это не значит, что слушают. Чтобы слушали – должны уважать. А чтобы уважали, ты должен знать, когда молчать, с кем говорить, и кого заставить.