Не беда, когда свою веру считают правильной. Беда, когда неправильной объявляют чужую.
85
Пришел как-то к раввину человек и говорит:
– Ребе! Я хотел бы уяснить для себя, что такое религиозная война? Почему люди, вооруженные законом Божьим, вооружаются и попирают этот самый закон? Как можно верой оправдывать убийства десяток, сотен, тысяч ни в чем не повинных людей?
– Религиозная война – это самое подлое действо, придуманное человеком. Можно отобрать землю, имущество, жизнь, но отобрать веру невозможно. Тем более, невозможно защитить веру, на которую никто не посягает. И тогда защита веры – лишь клич для того, чтобы отправиться грабить, убивать, насиловать. Я не знаю, когда прекратятся религиозные войны, но я знаю, что люди, верящие в Б-га, не убивают друг друга, доказывая истинность своей веры. Они находят другие аргументы, понимая, что истину определяет Г-сподь. И только Он решит, кто следовал Его путями, а кто изобрел свои, окропив их кровью невинных.
А теперь послушай вот такую историю. Жили в маленьком местечке два дровосека. Возили из леса дрова, а заодно и воск для свечей с пасеки. Один ездил в лес длинной дорогой, через поле. Другой короткой, но по холму. И каждый раз, когда встречались, говорил один: «У меня правильный путь. Хоть и длиннее, но по ровному». Другой отвечал: «У меня правильный путь. Хоть и в горку, но короче». Смеялись и разъезжались каждый своей дорогой. И вот однажды, накануне Шабата, встретились они на окраине местечка. И крикнул один: «Твой путь неправильный, потому что в гору!».
Второй крикнул в ответ: «Это твой путь неправильный, потому что длинный!». И побросали они свои телеги. И стали спорить. И кричали друг на друга весь день. Спохватились только, когда солнце садиться стало. И поняли, что оставили людей в Шабат без тепла и свечей.
Понимаешь, не беда, когда свою веру считают правильной. Беда, когда неправильной объявляют чужую. И еще. Посягая на веру других, теряешь свою.