Нужда закрывает уши, но открывает глаза. Ты перестаешь слышать тех, кто говорит о помощи, и начинаешь видеть тех, кто помогает.

86

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Где-то полгода назад у меня приключились финансовые трудности. Я, в общем, не очень волновался. Сумма небольшая. Занять вроде есть у кого. Вот тут проблема и вышла. Обращался я и к коллегам по работе, и к друзьям. К кому только не ходил. Половину собрал и все. В банке, под мои документы, смешную сумму предложили. В общем, крах. Приехал я к родителям. Рассказал все. Кому еще пожаловаться? А через день отец привез деньги. Понимаете, семья у меня не богатая. Такие деньги взять негде. Потом уже узнал, что родители квартиру заложили. И понял я, что родные – это не просто близость родства. Это близость во всем. В радости, в беде. Ответственность за поступки и даже судьбу. И еще что я понял – это то, что друзья, которых я тоже считал близкими, оказались несколько дальше.

– Все так. Нужда закрывает уши, но открывает глаза. Ты перестаешь слышать тех, кто говорит о помощи, и начинаешь видеть тех, кто помогает.

Есть одна история, которая чем-то напоминает твою. Отправились как-то два друга лучшей жизни поискать. И пришли в страну, где каждый путник должен был платить, чтобы по земле той пройти. Но мало что они этого не знали, так еще и платить им нечем было. Привели их к царю на суд. И постановил царь казнить обоих, так как вся земля царской считалась. А значит, посягнули горе-путешественники на имущество царя. И говорил один: «Великий царь! Яви величие свое. Дозволь выкуп принести за нас, а заодно и плату за путь». Рассмеялся царь, мол, откуда у бедняков выкупу взяться. Но, подумав, сказал: «Коль ты смелый такой, что милости просишь, ты и иди. А друг твой в темнице посидит, как залог». И пошел наш герой по ближним селениям добра искать. Да что там найдешь. Не богато народ живет. Рыбу ловят. Ею питаются, ею и торгуют. Послушали пришельца. Да разве бедняк бедняка не поймет? «Бери, – говорят, – рыбы сколько хочешь. Ее в этом году видимо-невидимо. Сама в лодки прыгает. Что ж нам, такого добра жалко?»

Увидел царь выкуп рыбный. Осерчал. «Как смеешь ты царю рыбой платить?! Иди, и без достойного подарка не возвращайся!» Правда, рыбу на кухню дворцовую отправили. Пропадать, что ли?

И пошел тот человек в городок, где одно время портняжничал. Где друзья-товарищи мастеровые остались. Выслушали беду его и говорят: «Нашили мы к ярмарке одежды разной и много. Бери, сколько унесешь».

Посмотрел царь на добро шитое и говорит: «Хороша одежда, да ни к чему она мне. Не царская! Иди за выкупом достойным. Да смотри, последний раз отпускаю». Правда, платья все своим придворным определил. Выкидывать, что ли?

Пошел человек в родные места. А некуда больше. Заодно и попрощаться надо. Послушали его родственники, накормили да спать уложили. А наутро принесли ему золота всякого. Что с себя сняли, что подарено было, а что и сами в подарок готовили.

Увидел царь золото, обрадовался. Того и ждал. И вдруг говорит: «А скажи-ка, бродяга, не глуп ли ты? Что тебе до товарища твоего? Мог же уйти и не вернуться. И трудности не принимал бы, и при золоте был». Отвечает человек тот: «Может, я и глупец, но наши мудрецы говорят: «Кто спасает одну жизнь – спасает целый мир»[1]. Как бы я жил, зная, что не спас мир?». Понравились царю слова такие. Так понравились, что сказал он: «Отдам я тебе золото и отпущу обоих, хоть и не собирался. А раз отпущу, не взяв выкупа, то спаситель не ты, а я!».

Вот такая история о том, как человек, спасая друга, понял простую истину. Помогая, чужие дают, что не жалко. Свои, чего много. Близкие отдадут и последнее. А власть предержащие дают то, что не хотят отбирать.



[1] Сангедрин 4:5