Люби Б-га не за то, что Он дает, а за то, что Он есть.

87

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Почему Г-сподь наш не творит больше чудес? Или хотя бы каких-нибудь знаков? Ведь сколько людей стало бы верующими. А сколько укрепили бы свою веру.

– Еще в детстве отец рассказал мне шутку про блох. Так вот. Сидели две блохи на собаке, и одна говорит другой: «Знаешь, по-моему, все, что говорят наши старики о собаках – выдумки. Сколько здесь живу, ни одной не видела».

Понимаешь, если ты не можешь чего-то увидеть или понять – не значит, что этого нет. Это значит лишь то, что ты не можешь. Вспомни слова из «Шмонэ-эсре»: «БУДЕМ БЛАГОДАРИТЬ ТЕБЯ…ЗА ЧУДЕСА ТВОИ, КОТОРЫЕ ТЫ ПОСТОЯННО (СОВЕРШАЕШЬ) С НАМИ, И ЗА ТВОИ ЗНАМЕНИЯ И БЛАГОДЕЯНИЯ, КОТОРЫЕ ТЫ (ТВОРИШЬ) ВСЕГДА…».

Чудеса – постоянно, а знамения – всегда. Неужели ты думаешь, что мудрецы, составившие эту молитву, опирались на чьи-то рассказы? Нет. Они знали, о чем говорят, потому что достигли наивысшей степени духовности – битахон. Они во всем происходящем видели чудо, и не требовали от Г-спода огненного дождя или мана, чтобы укрепить веру. Они ждали начала дня, чтобы сказать: «...Велика моя вера в Тебя». Ты же ждешь чуда, потому что находишься на уровне эмуна и должен иметь чтото, что будет питать твою веру. Сколько еще ты будешь ждать?

Люби Б-га не за то, что Он дает, а за то, что Он есть. И тогда ты увидишь чудо в восходе солнца и улыбках ближних, шелесте листвы и шипении чайника. Увидишь чудо во всем. Потому что это все – свидетельство творения. Свидетельство самого великого чуда!