Только Б-жественная душа способна наполнить силой сотворенного из праха, именуемого – человек. Силой, равной которой нет во вселенной. Силой Творца.

99

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! Мне кажется, что человек находится в постоянном конфликте с природой. Так почему именно человек – венец природы? В чем его сила?

– Сила человека в понимании своей слабости. Да-да. Слабости. Человек, сотворенный последним, как последний ребенок в семье. Любимый, но самый избалованный и самый неприспособленный. Он не может противостоять силам природы. Землетрясения, наводнения, ураганы, метеориты. Что может слабый, маленький человек? Разве победит он дикого зверя? А кого приводят в трепет ползучие гады? Но еще более бессилен человек перед желаниями Создателя. Перед Его волей. «…И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ…».[1] И человек наполнил землю, и овладел ею, и владычествует. Откуда такая сила? Это сила духа, сила веры в Творца, Создателя, Б-га, благословен Он.

– Но вы же сказали, что сила в слабости!

– Не в слабости, а в понимании слабости.

– А какая разница?

– Сила человека – это дар Создателя. Как сказано в Теѓилим: «Бог, Господь наш! …что есть человек, что Ты помнишь его, сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного умалил Ты его перед ангелами: славой и честью увенчал его, сделал его владыкой над творениями рук Твоих, все положил Ты под ноги его…».[2] У человека есть выбор. Остаться прахом, разлетающимся от дуновения ветерка. Или стать владыкой земли. Выбор между материей и духом. Поэтому сила не в слабости, а в понимании слабости. В понимании того, что только Б-жественная душа способна наполнить силой сотворенного из праха, именуемого – человек. Силой, равной которой нет во вселенной. Силой Творца.



[1] Брейшит 1:27

[2] Тегилим 8:5,6,7