Человек понимает, чего он хочет, когда у него все есть.

108

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

– Ребе! В прошлый Шабат вы говорили о желаниях человека и произнесли странную фразу. Извините! Не странную, а непонятную. Я ее после Шабата даже записал. Человек понимает, чего он хочет, когда у него все есть. Если у человека есть все, то по логике, он ничего и не хочет. А с другой стороны, человека, у которого все есть, наверное, не существует. Объясните, что вы имели в виду?

– Когда-то недалеко от меня жил старый и мудрый сапожник. Кстати, когда его называли сапожником, он делал вид, что обижается, и отвечал: «Разве я сапожник? Я даже не башмачник. Я туфельщик!» И действительно, он делал такие туфли, что очередь за ними была расписана на много месяцев вперед. Так вот, он говорил: «Сколько бы ни хотел человек, он хочет еще. И это не только про туфли». И действительно, человеку, ориентированному на материальные ценности, всегда всего будет не хватать. Даже понимая, что хватит и ему, и детям, и на многие поколения потомков, он все равно будет стремиться к накоплению. Но желания человека не ограничиваются только материальным благополучием. Есть еще и удовольствия. И стремления человека в получении удовольствий еще более необузданны.  

Все эти устремления и желания связаны с животной душой. Животная душа – нефеш беhемит – отвечает за материальную сторону жизни, заботясь о пропитании, об условиях проживания, в том числе и безопасности, об удовольствиях.

Есть и вторая душа – Б-жественная, нефеш Элокит, которая является частью Всевышнего. И, соответственно, связанная с Ним, получающая приказы Создателя, дающая силы их исполнять и призванная исправить животную душу.  

В животной душе проявляются все негативные черты человека. Гнев, гордость, лень, самолюбование, зависть и так далее. Если их не ограничивать, человеком овладевают не просто желания, а настоящая жажда наслаждений, неутолимость которой заставляет забывать о порядочности, чести, совести. 

Исправление животной души как раз и начинается, когда человек понимает, что у него все есть. Это понимание дает свободу, дает возможность остановиться и увидеть то, чем готов был пожертвовать. Семья, дети, родители, ближние. Мир, предстающий в чистом свете, скрываемый ранее пеленой ненависти и лжи. Это проявление Б-жественной души, спустившейся от самого Творца, с самого Верха в самый низ, то есть к тебе. И когда ты понимаешь, что твое самое огромное богатство – Б-жественная душа, способная подниматься и приближаться к Б-гу, давая возможность тебе служить Повелителю вселенной, ты понимаешь, что хочешь именно этого. Что наслаждение от познания миров сильнее радости завоевания одного. 

– Подождите, ребе! Я понимаю, что человек, у которого всего много, то есть, в принципе все есть, может остановиться и сказать: «У меня все есть». А затем спокойно обратиться к Б-гу. Ну, а если человек беден. Как он может сказать, что у него все есть?

– Ты напрасно говоришь, что понимаешь. Пока ты только знаешь то, что подсказывает тебе твой разум, и отказываешься понимать то, что я сказал. В таких случаях мой учитель говорил: «Знать не значит понимать. А понимать – не значит знать». Приходи заниматься Торой. И я помогу тебе понять то, что ты узнал.