Поиск виновного всегда заканчивается тем, что находят, кого наказать.

111

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вчера мне позвонил отец и извинился за давно произошедшую историю. Когда мне исполнилось десять лет, родители устроили шикарный день рождения. Было много гостей. Много всяких вкусностей. Даже маленький фейерверк. А в те времена достать фейерверки было почти невозможно. Мы с ребятами дурачились, как могли. Были конкурсы, подарки. В общем, веселье на все сто. И в разгар праздника вдруг выяснилось, что кто-то поломал бабушкину музыкальную шкатулку. Шкатулку, которую передавали в нашей семье больше ста лет. Которая стала семейной реликвией. В общем, очень дорогая, в любом отношении, вещь. Кто-то сказал, что видел, как я выходил из бабушкиной комнаты. Я действительно там был, но шкатулку не трогал. Мне, конечно, не поверили и наказали. Отец при всех говорил, какой я безответственный, бессовестный, а еще врун и трус, потому что не сознался. Меня закрыли в кладовке и выпустили только когда разошлись гости. Я помню, как сидел в этой кладовке и плакал от обиды и бессилия. Как мне было себя жаль. И каким казался несправедливым мир.

Прошло двадцать лет. И вот вчера позвонил отец и сказал, что к ним в гости приехали его старинный друг дядя Миша с сыном Андреем. Они тогда тоже были на дне рождения. Так вот, Андрей признался, что это он тогда завел шкатулку так, что лопнула пружина. Он подумал, что это пустяк. А когда началась моя экзекуция, он испугался и промолчал. В общем, он извинился, а отец извинился передо мной. Сказал, что совершил непростительную ошибку. И еще много чего сказал. В общем, как говорят, правда стала достоянием гласности. И хоть это и давнишняя история, мне стало как-то радостно.       

- Хорошо, когда между родителями и детьми не остается обид. Очень хорошо.

А теперь немного поговорим о «несправедливости мира». Кажется, так ты сказал. Мир был создан как абсолютная гармония. «И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО»[1]. Не просто хорошо, а «ВЕСЬМА ХОРОШО». В нем было заложено столько справедливости, сколько необходимо всем. Ни больше, ни меньше. Человек же должен был стать лишь инструментом в ее распределении. Но он решил, что способен стать носителем, и не просто носителем, но и вершителем справедливости. Ты знаешь, чем закончилась первая же попытка устранить «несправедливость» и вкусить плодов дерева познания добра и зла.

- Ребе, а почему «устранить несправедливость»? Разве не просто нарушение запрета, например, из любопытства.

- «И УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ДЕРЕВО ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ЕДЫ И ЧТО УСЛАДА ОНО ДЛЯ ГЛАЗ, И ВОЖДЕЛЕННО ЭТО ДЕРЕВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА…»[2] То есть плоды всех деревьев можно есть. А тут такая прелесть и почему-то нельзя. Несправедливо! И почему это Всевышний не разрешает человеку самому определять, что есть добро, что зло? Что справедливо, а что нет? Подобные размышления Хавы и согласившегося с ней Адама привели не просто к первому греху. Нарушилась гармония мира. Да, человек был создан по образу и подобию Б-га. А значит, изначально знал, что есть добро и есть зло. И хотя это знание ничтожно мало, его должно было хватить, чтобы понять, что добро – это следование воле Творца. А зло в этом случае - нарушение всего лишь одного запрета. Не есть плодов дерева познания добра и зла. И человек не выдерживает первого же испытания выбором, склоняясь ко злу, наивно полагая, что, отведав плодов, получит способность определять добро и зло. Но у дерева познания добра и зла нет плодов добра и плодов зла. Плод один и вкус у него один. И человеку, не обладающему Б-жественным знанием, Б-жественным предвиденьем, не разделить «вкуса» добра от «вкуса» зла. И если ты посмотришь на деяния человека, то найдешь огромное количество примеров, когда добро оборачивается злом и наоборот.

А теперь вернемся к справедливости. Я не случайно начал с вопроса о добре и зле, потому что справедливость относится к категории добра, а несправедливость – это зло.

А теперь скажи, поступок твоего отца – справедливость или нет?

- Конечно, несправедливость! Меня ведь наказали почем зря.

- Поиск виновного всегда заканчивается тем, что находят, кого наказать. Несправедливость в том, что наказали тебя. А справедливость твоего отца в том, что за дурным поступком последовало наказание. Вот и получается, что одно и то же решение одновременно и справедливо, и несправедливо. Наказание за зло – это справедливость мира. Наказание невиновного – это несправедливость человека. Это тот самый неразделенный вкус плода.

Справедливость в мир приносит Г-сподь, Благословен Он. «Я – БОГ, ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ, ПРАВОСУДИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ НА ЗЕМЛЕ…»[3] А человек лишь инструмент в ее реализации. «…И СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОГА ИСПОЛНИТ…»[4] И как только забывает об этом человек, творит несправедливость именем справедливости.



[1] Брейшит 1:31

[2] Брейшит 3:6

[3] Ваикра 9:23

[4] Дварим 33:21