Главный урок Песаха – не как выйти из Египта, а как идти путем Г-спода.

116

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вы сказали, что Песах учит нас не быть в галуте. Мы живем в галуте, и как же можно, живя в галуте, не быть в нем?! И вообще, в Египте евреи не были в галуте, так как не было еще Израиля, а значит, не было и изгнания.

- Действительно, галут – это изгнание. Но жить в галуте и быть в галуте – не одно и то же. Песах называют и праздником опресноков, и праздником ИСХОДА из Египта. Но Песах – это еще и праздник рождения народа. Еврейского народа.

- Подождите! Если народ родился после ИСХОДА, то кто же тогда жил в Египте? Разве не еврейский народ несколько сот лет трудился на благо египтян? Или вы считаете, что рабы не могут быть народом?

- В Египте жили евреи, но не народ. Большинство забыло Тору. Многие перестали соблюдать заповеди и даже стали идолопоклонниками. Только колено Леви продолжало изучение Торы, сохраняя традиции праотцев. И дело не в том, что евреи были рабами. Дело в том, что они были разобщены, представляя собой совокупность разного. И только после ИСХОДА произошло объединение. Объединение евреев в стремлении к духовным ценностям, к исполнению заповедей, к получению Торы. Именно единство народа в стремлении следовать путями Г-спода явилось условием дарования Торы. «И ОТВЕЧАЛ ВЕСЬ НАРОД В ОДИН ГОЛОС, И СКАЗАЛИ: «ВСЕ, ЧТО СКАЗАЛ БОГ, ИСПОЛНИМ!»[1] Понимаешь, «весь народ в один голос!»

- Это я понимаю. Не понятно, как колено Леви изучало Тору в Египте? Ведь даровали ее только после ИСХОДА. Как можно изучать то, чего еще не было?

- Тора была всегда. Она была еще до сотворения мира. О ней знал Адам и Ноах. Тем более знали наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, которые передали устную традицию своим потомкам. Так что никакого противоречия здесь нет.

Но вернемся к народу. Единство народа – это желание Творца. И только единому народу была дарована Тора и обещана Святая земля. И что же? Сразу же у горы Синай произошел первый разлом. Грех золотого тельца отправил часть народа в галут.

- Какой галут? Они как были у горы Синай, так там и остались.

- Изгнание может быть физическим. Но страшнее всего – изгнание духовное. Когда человек отворачивается от Г-спода, забывая Тору, забывая  о своем обещании «исполнить все, что сказал Б-г», он отправляет себя в духовный галут. И из этого изгнания есть два пути – забвение и возвращение, то есть тшува. Золотой телец был началом забвения. А затем неверие, сомнения, упреки. Воспоминания о пусть рабской, но сытой жизни в Египте. И последняя капля – грех разведчиков, которые вселили в людей страх перед лже-великанами, заставив забыть страх перед Б-гом! Последующее за этим наказание – сорок лет пустыни и смерть в ней – «ЧТОБЫ ПОНЯЛИ ВЫ, ЧТО ОТВРАТИЛИ вы сердца свои ОТ МЕНЯ».[2]

- Опять непонятно. Если всех, ну почти всех ждала смерть, то зачем им нужна тшува?

- У засохшей лозы нет винограда. Дети, которые через сорок лет стали мужами, были воспитаны теми, кто осознал свои ошибки, теми, кто смог выйти из духовного галута и привести к Иордану не общество рабов, а народ Б-га, достойный дара Торы и Святой Земли. Пустыня – это символ состояния душ, вышедших из Египта. И пустыня же должна была поглотить души, не способные воспарить к свету Торы.

Я думаю, что ты понял: быть в галуте – это состояние души, которая вместо стремления к Создателю стремится в Египет, где она обречена на вечный сон и забвение.

Вот поэтому я и сказал, что Песах учит нас не быть в галуте. Вот поэтому значение Песаха с каждым годом все актуальнее - потому что мы опять оказались в Египте.

- Я понимаю, что это аллегория, но не понимаю, что вы имеете в виду.

- Духовный уровень народа приближается к уровню ИСХОДА. Я думаю, ты помнишь, что когда фараон отпустил народ, нельзя было  задерживаться даже на день, чтобы сквасилось тесто. А почему? Еще бы день, и духовность была бы потеряна навсегда. Вот и сейчас духовность народа находится на уровне последнего дня. И причина не только в духовности. Потеряно единство народа.

Что объединило народ в то время? Тора! Через Тору Б-жественный свет пришел к собравшимся у Синая, став цементом в строительстве нового народа. Кирпичики еврейских душ, разбросанные по пустыне, выстроились в храм, именуемый народом Б-га, народом священников.

Есть еще один фактор объединения народа. Это равенство. Понимание того, что Тора была дарована не Моше, не главам колен, а всем, не просто уравняло людей, а сделало их равными. И поскольку основой равенства была Тора, а основа Торы – любовь к ближнему, получаем что? 

- Любовь к ближнему – основа равенства. 

- Именно. Без любви к ближнему не может быть равенства. Я ведь не случайно сказал: не уравняло людей, а сделало их равными. Чтобы понять, в чем разница, представь зверей на водопое. Все допущены к воде и все с удовольствием пьют. Их уравняли в возможности напиться, но разве они равны? Разве можно назвать льва и оленя равными? Лев всегда будет ощущать, и не просто ощущать, но и понимать свое превосходство над оленем.

В Талмуде сказано, что «когда коѓены одеты в свои одежды, они выделены среди других; когда не одеты - они такие же, как все». Понимаешь, нет львов, нет оленей - они такие же, как все.

А что объединяет народ сейчас? Разве Тора?! Нет. Партии, федерации, конгрессы, фонды, общины и прочее, прочее, прочее. Но что это за объединения, если они только разъединяют? Общины между собой не общаются. Партии враждуют. «Конгрессмены» игнорируют «федератов». Фонды выбирают себе подопечных, считая остальных недостойными внимания.

О какой любви к ближнему, о каком единстве можно говорить, если даже в Израиле общество представляет собой подобие слоеного пирога. Коренные и алия. Одни почти с презрением смотрят на других, а другие доказывают свое, пренебрегая традициями. «Европейцы», «русские»,  «африканцы» живут, как землячества в общежитиях – мир, похожий на перемирие. Ашкеназы и сефарды. Религиозные и не религиозные. Каждый замкнут в своем мирке, и попытки пересечь границу наказываются изгнанием. Говорил Раби Шолом: «Не в одно изгнание отправил нас Всевышний, а в три. Мы все в изгнании среди народов мира, каждый из нас – в своем народе, а каждая душа – в теле…» Жить на Святой земле и быть в галуте. Это самый страшный галут! И забыты слова Йешаягу: «А народ твой – все праведники, навеки унаследуют они Страну (Израиля – страну вечной жизни. Они) – ветвь насаждений Моих, Создание рук Моих, которым Я горжусь».[3] И что?! Забыли в Яакове равенство, забыли в Израиле любовь!

Правда, есть одна объединяющая сила – общий враг. Война сближает, объединяет, уравнивает. Но разве кто-то из Израиля может желать такого единения?!

Вот такой долгий получился разговор. Долгий и, как может показаться, о разном. Но я хотел, чтобы ты понял следующее. Пока весь народ, весь Израиль не будет един в стремлении к святости, пока любовь к ближнему не станет основой равенства, мы все будем в галуте. Я хотел, чтобы ты понял, что между «жить в галуте» и «быть в галуте» -  сорок лет. И если наши предки прошли их по пустыне, то современному поколению необходимо выбираться из пропасти. Я хотел, чтобы ты понял, что этой пропасти можно избежать, извлекая уроки Песаха. А главный урок Песаха – не как выйти из Египта, а как идти путем Г-спода.



[1] Шмот 24:3

[2] Бемидбар 14:34

[3] Йешаягу 60:21