Все дает Г-сподь. Но когда ты даешь бедным, это даешь ты, а не Б-г. Это простое действие превращает материальное в духовное, возвышая человека до свойств Творца.

118

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я не часто бываю в синагоге, но меня вынудил к вам прийти один вопрос. Недавно я первый раз посетил Израиль. Мне все очень понравилось. Но вот посещение Стены Плача оставило такой осадок. Ко мне чуть не подбежали какие-то хасиды и стали, мягко говоря, просить денег. Даже за руки хватали. Дай, дай, дай. Очень, знаете ли, неприятно. Так вот у меня и вопрос. Что это все такое?! И разве нельзя навести порядок у такого святого места?!

- А зачем ты пошел к Стене Плача? Там ведь ничего примечательного нет. Ряды камней и все.

- Как зачем?! Я подготовил записку с просьбами к Б-гу. И хотел спокойно ее положить. Понимаете, спокойно. Постоять, закрыв глаза. Что бы никто не мешал. А там…

- То есть ты подошел, закрыл глаза и стал просить у Г-спода нашего, Благословен Он: «Дай здоровья, дай счастья, дай благополучия, дай… дай… дай…». И не просто – дай, а еще и за руку дернул – записку в Стену Храма положил.

Как же так?! Ты просишь у Владыки вселенной всего, а сам не хочешь дать ничего. Даже шекеля. И не просто не хочешь, а еще и раздражают тебя просьбы бедных. Выгнать бы их всех от святого места подальше, чтобы не мешали достойным людям милостыню у Б-га просить. 

Все в этом мире принадлежит Всевышнему. И все, что есть у тебя, у меня, у каждого –  дает Он. Но у тебя есть возможность принести в мир частицу справедливости. Давать бедным. Вернее, отдавать часть полученного. Это и есть цдака. Из всех заповедей только цдака позволяет человеку приблизиться к свойствам Творца.

- Это как?

- Я уже говорил тебе, все дает Г-сподь. Но когда ты даешь бедным, это даешь ты, а не Б-г. Это простое действие превращает материальное в духовное, возвышая человека до свойств Творца.  Именно поэтому в Талмуде сказано: «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе».[1] Понимаешь – всем!

К тебе подошли и сказали: «Дай». Это тебе сказали: «Исполни заповедь». Тебя схватили за руку: «Дай». Это тебе сказали: «Опомнись. Всего одна заповедь в обмен на все». Но ты ничего не услышал. Я тоже хочу сказать тебе: «Дай!»

- В каком смысле?!

- «Дай» на иврите значит – хватит. Хватит жить представлениями о мироустройстве. Пора перейти к знаниям. И тогда, стоя у Стены Плача, ты будешь видеть не просящих, а Храм, в который ты войдешь вместе с ними.



[1] Бава батра 9б