Людей, мешающих жить, достаточно. Но есть только один человек, способный помешать тебе обратиться к Б-гу с молитвой. Это ты сам.

119

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я прихожу в Синагогу молиться каждый Шабат. И каждый Шабат у меня проблема. Чуть впереди молятся, если это можно назвать молитвой, два моих знакомых. Так вот, они постоянно разговаривают. И хорошо, если на религиозные темы. Так нет, ведь о чем угодно. И о работе, и о политике, и о машинах, о каких-то прогнозах, общих знакомых и так далее. Я им делаю замечание, они помолчат минут пять - и опять за свое. Что делать?! Они же мешают молиться. И мешают, наверняка, не только мне!

- Разговаривать во время молитвы – не просто плохо, но и глупо. Это как сесть за праздничный стол и не есть. Но у меня есть несколько замечаний. Первое. Если тебе мешают, возможно, ты находишься не там.

- Не понял?! Я что, не должен молиться в Синагоге?!

- Нет-нет. Но ты ведь можешь отойти так, чтобы их не слышать.

- Вот интересно! Они мешают, а я должен ходить.

- Так ведь ты пришел молиться, а не тешить свою гордыню. Ничего страшного не произойдет, если ты перейдешь в другое место, а не будешь ждать, когда это сделают они. Теперь второе. Если тебе мешают, возможно, ты занят не тем.

- Как это не тем?! Я-то как раз молюсь. Или, может, мне не молиться?!

- Конечно, молиться. Но разве ты молишься? Ты слушаешь, о чем говорят твои приятели. Потом ты делаешь им замечания. Потом ты ждешь, когда они опять заговорят. Разве это молитва?

И третье. Если тебе мешают, возможно, мешаешь ты.

- Совсем здорово! Это что же, я им мешаю разговаривать?! Вы о чем?!

- Я о том, что рядом с тобой молятся люди, которые могут реагировать на окружающее, как и ты. А это значит, что они слышат двоих разговаривающих, да еще третий постоянно переговаривается с ними, требуя прекратить отвлекать его от молитвы.

Понимаешь, чтобы тебе не мешали, будь там, где надо, делай то, что надо и никому не мешай.

- Вас послушать, так в жизни никто никому не мешает. Это же утопия!

- К сожалению, людей, мешающих жить, достаточно. Но есть только один человек, способный помешать тебе обратиться к Б-гу с молитвой. Это ты сам.