Порой, пройдя долгий путь, понимаешь – для того, чтобы идти дальше, необходимо вернуться к началу.

123

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я недавно вернулся из Израиля. Гостил у родственников. Все понравилось. Все хорошо. Но один случай меня обескуражил. Даже возмутил.

Мой дядя, брат бабушки, понятно, далеко не молодой человек, устроился на подработку разносчиком газет. Дополнительная копейка, знаете ли, никому не мешает. Так вот, улетать я должен был в воскресенье утром, и дядя решил заранее разнести газеты, чтобы спокойно меня проводить. Заранее, то есть в субботу. Я пошел с ним. Все было хорошо. Оставалось совсем немного, как нам повстречался религиозный. Молодой человек, лет тридцати или даже меньше. Как он стал кричать на моего дядю. Махал руками. Что-то там объяснял. Иврита я не знаю, поэтому ничего не понял. А дядька стал пунцовым. И только стоял и моргал, как нашкодивший ребенок. Потом уже он объяснил, что все это было из-за субботы. Этот молодец оскорблял пожилого человека потому, что нельзя в субботу работать. Разве это нормально?!

- Действительно, это не нормально. Это все ненормально. Давай по порядку. Твой дядя первым нанес оскорбление. И не просо оскорбление. Соблюдение субботы – это четвертая из десяти заповедей, начертанная Г-сподом Б-гом нашим, Благословен Он, на скрижалях.

«ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, - БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ...»[1] Нарушение субботы каралось забрасыванием камнями…

- Все это понятно, но кричать-то зачем?

- Я пока вижу, что не все понятно. Если бы ты увидел, что кто-то взял нож и собирается убить. Попытался бы ты его остановить? Думаю, что да. И в выражениях, думаю, не стеснялся бы. И гнева не скрывал.

Но для религиозного человека соблюдение субботы и «не убей» - две равнозначные заповеди. Более того, нарушение Субботы – это преступление не против человека, а против Б-га! Вот и получается, что, видя «преступника», молодой человек пытался остановить его. Объяснить. И при этом не стеснялся в выражениях и эмоциях.

- Но вы же всегда говорили, что гнев для еврея неприемлем. Можно же было спокойно все объяснить.

- Если ты спрашиваешь, как бы я поступил, то, действительно, по-другому. И действительно, гнев неприемлем. Вот как писал Альтер Ребе в Тании: «…как только из сердца его к мозгу поднимается возмущение чем-нибудь или ненависть, сохрани Б-г, зависть по отношению к кому-либо, гнев или порицание, или какое-нибудь подобное ощущение, он совсем их не принимает мозгом своим и желанием. Напротив, мозг направляет свое влияние и власть над духом в сердце его, что бы заставить его совершить прямо противоположное и поступить с человеком, на которого обращены эти чувства, чрезвычайно мягко и дружелюбно, все снося от него терпеливо до последнего предела и не сердясь на него, сохрани Б-г, а также не отвечая ему тем же, сохрани Б-г, а, напротив, на зло отвечая добром…»[2]

А вообще, я не оправдываю ни одного, ни другого. Один не хочет понять, что для человека, выросшего не в религиозной семье, в месте, где нет Синагоги, нет раввина, где нельзя купить книги и некому объяснить даже элементарных понятий иудаизма, нарушение субботних запретов не воспринимается, как зло. Для него религия ограничивается двумя понятиями. Первое – Б-г есть. И второе – когда все хорошо – слава Б-гу.

Другой не хочет понять, что для человека религиозного вера – это не просто любовь к Б-гу, не просто слова и мысли, это еще и действия, именуемые соблюдением заповедей. Заповедей, исполнение которых несет процветание не только ему, но всему народу.

Вот так-то. Порой, пройдя долгий путь, понимаешь – для того, чтобы идти дальше, необходимо вернуться к началу.

- К чему это вы?

- Представь двух человек, которые стоят на разных берегах реки и спорят. Один говорит, что река течет справа налево. Другой утверждает, что слева направо. Любой спор можно разрешить тремя способами. Убрать причину спора. Разобщить спорящих. И прийти к согласию.

Убрать причину спора – это убрать реку. Разрушить берега, засыпать, завалить, перегородить русло. Нарушить веками существующий порядок. И даже если это получится, где гарантия, что, разрушив часть, не разрушишь целое.

Разобщить спорящих – развести их подальше от берегов. Но в своем стремлении не видеть соперника они забудут о реке и будут расходиться все дальше и дальше, пока оба не окажутся в изгнании.

Прийти к согласию – это идти к истоку. Им придется долго идти. И по мере продвижения берега будут все ближе. И путники будут все ближе, пока не окажутся рядом. И там, у начала реки, они обернутся и увидят, что течет она не справа налево и не слева направо. Течет она вперед. И чтобы не возвращаться к спору о том, куда течет река, надо сделать лодку и плыть. Плыть вместе. Плыть вперед.

Вот и всем нам тоже надо прийти к истоку. Только для нас исток – это не начало реки. Это гора. Гора Сион.



[1] Шмот 20:(8-10)

[2] Тания, ч.1, гл. 12