Равноправие – одна из уловок демократии, отвлекающая людей от борьбы за истинное равенство. За равенство возможностей.

124

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вы сказали, что когда люди встают на путь борьбы за свои права, они должны понимать, что получат. Разве можно бороться за свои права, не понимая, что получишь?!

- Увы, но это не такая уж редкость. Вот послушай. Было когда-то одно царство. И правил им, конечно, царь. Все в этом царстве было обычным. Как везде. Земля и богатства – у царя да знати. Нищета и бесправие – у народа.

И вот приключилась в один год страшная засуха. Мало, что урожая нет, так и то, чего нет, забрали. Зароптал народ. И пошли всем миром ко дворцу. Все, кто биться мог. Даже дети старшие. Кто с мотыгой, кто с дубиной, а у кого и меч был. У стен дворцовых встречал их царь. Да не один. С князьями своими, да войском охранным. И спросил царь: «Чего вы хотите?» Пошел старец один отвечать. «От земли мы кормимся, землей прирастаем, стало быть, земли и просим. Чтобы право на нее иметь равное. Чтобы надел детям оставить можно было. Чтобы любили мы свою землю, а то чужую любить нет сил больше». Выслушал царь и говорит: «Значит, за землю пришли биться. Ну, а коли поляжете все?» «Так тому и быть. Лучше смерть славная за долю лучшую, чем смерть в нищете да бесправии», – ответил ему старик.

Стал царь думу думать. «Что с битвы этой? Войска не станет. Новое найму. Князей поубавится, так не велика беда. Новых поставлю. А народ где я новый возьму?» Сел на коня, подскочил к народу и огласил: «Дам земли всем поровну, но налогом обложу справедливым. Такой указ. Расходитесь!»

И разошлись. Да только кому земля хорошая досталась, кому не очень, а кому и вовсе болото. Пришел урожай. К кому зашел, от кого ушел. У одного густо, у двух пусто. Что делать? Кто зерно одалживать стал у соседа. Кто за хлеб в наем пошел к другому соседу. А кто и землю свою за гроши отдал. Жить-то надо. Через несколько лет мало, что царь да знать были, еще и свои богатеи появились. В общем, все как всегда.

- Так что, не нужна была людям земля?!

- Еще как нужна! Парадокс этой, пусть и утрированной истории в том, что люди, не имеющие прав, были равны, по крайней мере, между собой. Получив права, но не получив возможностей, это равенство теряется сначала в нагромождении желаний, потом в понимании их несбыточности и разнице полученных результатов. Понимаешь, равноправие, как декларация, рано или поздно приводит к пониманию неравенства.

Представь, что есть яблоко. Одно яблоко, на которое объявлены равные права. Разве это право даст равенство? Понимание того, что достанется оно одному, сильнейшему, мгновенно превращает людей в толпу, которая даже не заметит, как сметет и растопчет несчастное яблоко. А поскольку в толпе сила не имеет значения, сильнейший не тот, кто сильный, а тот, кто ближе всех к яблоку. У кого есть возможность схватить его первым. И не просто схватить, но и съесть, пока остальные только подбегают.

- Ну, хорошо. Это если яблоко одно. А если яблок много?

- Вот именно. Равноправие работает, когда яблок много. При этом все равно кому-то достанется гнилое или червивое.

- Вас послушать, так за права и бороться не надо.

- Надо! Обязательно надо! Но прежде всего надо понимать, что равноправие – одна из уловок демократии, отвлекающая людей от борьбы за истинное равенство. За равенство возможностей.

- А что вы имеете против демократии?

- Это неправильный вопрос. Я ничего не имею против демократии. Просто она порой принимает такие причудливые формы, что ее натуральное несовершенство просто блекнет. Но об этом поговорим в следующий раз.