«Зло» - оседает в душе камнями, превращая ее в подобие могилы на еврейском кладбище.

126

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вы сказали, что нельзя превращать душу в могилу. В принципе, это понятно. Но… вдруг я все-таки не то понял?

- Есть две категории, определяющие состояние души. «Добро» и «зло». «Добро» наполняет душу светом. Чистым и легким. Светом, способным поднять человека на любую высоту. «Зло» оседает в душе камнями, превращая ее в подобие могилы на еврейском кладбище. И камни эти тянут человека вниз, превращая жизнь в падение. 

- Приблизительно так я и думал. Но с камнями-то что делать?

- В каком смысле?!

- Это с поля можно убрать камни, а потом сеять. Можно дорогу расчистить от камней. А что делать с камнями в душе?

- Если ты перетащил камень с одного места на другое, разве ты его убрал? Лишь вода   способна растолочь камни, превратив их в песок, который она же уносит бурным потоком в далекие дали. И там никто не вспомнит, ни что с ними было, ни откуда они взялись.

- Что-то вы совсем загадками заговорили. Откуда в душе вода?

- Это о Торе. «…она – Хесед и вода».[1] Здесь Хесед переводится как доброта. Понимаешь? Тора наполняет душу светом, потому, что она «добро», и она же разбивает камни «зла», потому что - вода!

- А почему Тора – вода?

- Тора не только вода.  Когда человек изучает Тору «… с большим усилием и приложением ума… она становится пищей души и ее внутренней жизнью».[2] Вот поэтому я и сказал – не сотвори в душе могилу. Напои ее, накорми и подари жизнь. А как это сделать?

- Изучать Тору.

- Именно! Ну, а если ты хочешь получить полный ответ на свой вопрос, приходи на занятия по Тании.



[1] Тания, ч.1, гл. 4

[2] Тания, ч.1, гл. 5