Прежде чем ответить на вопрос – кто ты, реши, хочешь ты найти свое место в жизни или занять чужое.

128

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вот объясните мне, почему в Синагоге, во время Субботней трапезы, я должен сидеть в конце стола?! Такое впечатление, что всем все равно, что со мной происходит! Сидит себе рядом с детьми, ну и пусть сидит. 

- Разве в месте дело? Раби Йосе сказал: «Не место красит человека, а человек – место».[1]

- О! А я думал, что это поговорка, в смысле – народная.

- Что ты?! Раби Йосе бен Халафта – ученик раби Акивы и учитель раби Йегуда га-Наси. Этих двух фактов уже достаточно, чтобы представить – кто такой раби Йосе.

Но вернемся к «местам». Вспомнилась мне одна история как раз по теме. В одном небольшом местечке, по окончании субботнего «Маарива», обратил раввин внимание, что стоят у стола, где уже все подготовили к трапезе, два известных человека и о чем-то бурно спорят. Оказалось, что оба хотят сидеть рядом с раввином. Один говорил, что он самый богатый человек общины и цдаку дает самую большую. Что это на его деньги накрывают столы для трапезы, а значит, именно он должен сидеть рядом с раввином.

Второй возражал, мол, если бы первый отдавал, как положено, десять процентов своего дохода на Синагогу, да на бедных, то не только бы столы накрытые были, а и посуда бы вся из серебра. Да что посуда! Стулья б золотые были. А вот он-то как раз отдает десятину. А это значит, что именно он отдает больше. Что это он полностью соблюдает заповедь. А значит, и с раввином рядом сидеть ему.

И сказал им раввин: «К чему спорить?! Вон, в конце стола много мест. Там втроем и сядем». «Вы что, ребе?! – возмутились оба спорщика. - Раввин должен сидеть во главе стола, на почетном месте, а мы рядом». «Что-то я не понял, - сказал ребе, - хотите вы сидеть рядом с раввином или сидеть во главе стола. По-моему, второе. Говорил Раби Авром: «Проблема не в том, где ты, а в том, кто ты!» Если одного распирает оттого, что Г-сподь дает ему больше, чем другим, а второй хвастается исполнением заповеди, то ваша проблема в гордыне. И если ей нравится во главе стола, то идите в самый конец. Там она зачахнет, и даст Б-г, покинет вас навсегда».

Вот так-то. Садись рядом с друзьями, с которыми ты можешь общаться, слушать раввина, петь, веселиться, и тогда тебя не будет заботить, в начале ты стола или в конце. 

- Я ведь недавно стал ходить на Шабат, и у меня в общине пока нет друзей. Возможно, если бы кто-то уступил мне место, я бы быстрее познакомился. 

- Требуя, чтобы уступили место, ты должен спросить себя – кто я. Но прежде чем ответить на вопрос – кто ты, реши, хочешь ты найти свое место в жизни или занять чужое. Это первое. А второе и главное – на Шабат ходят сначала молиться, а потом дружить. Никогда об этом не забывай.



[1] Таанит 21б