К мудрости приводит человека не накопление знаний, а их распространение.

131

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вы знаете, что такое «ай кью»?

- Знаю. Это коэффициент интеллекта. Ты пришел посчитать мой «ай кью»?

- Что вы! Нет. Просто в фирме, где я работаю, проводили тестирование. И у меня получился самый высокий «ай кью». Я подошел к шефу и сказал, что раз я самый умный, то не мешало бы повысить меня в должности. А он назвал меня умником, усмехнулся и все. Разве это справедливо? 

- Ты знаешь, интеллект не декларируют, а демонстрируют. Тест – это всего лишь декларация. Ты заявил свои способности и все. Но мне кажется, да и твоему шефу, видимо, тоже, что этого мало. Необходимо, чтобы ты продемонстрировал свои возможности. Возможности принести пользу.

- Ребе! А разве не вы говорили, что знания не демонстрируют?

- Интеллект – это не знания. Интеллект – это способность понимать. А вот про демонстрацию знаний я действительно говорил. Но не совсем так. Глупость проявляется не недостатком знаний, а их демонстрацией. 

- Вот-вот. Но… я не совсем понял, почему демонстрация?

- Все очень просто. Недостаток знаний может привести к ошибочным выводам и, еще хуже, действиям. Но ведь эти действия и есть демонстрация знаний. Вернее, демонстрация незнания. Хотя я в большей степени имел в виду философское значение знаний. Если твои знания недостаточны, то пока ты их не начнешь демонстрировать, никто об этом и не знает.  

- Ну, а если я общаюсь с людьми, у которых знаний меньше, и они вообще мои знания оценить не могут?

- Тогда демонстрация – тоже глупость, потому что является не более чем зазнайством и гордыней.

- Что же получается, если у меня много знаний, я должен всегда молчать.

- Конечно, нет! Просто перестань демонстрировать знания, начни ими делиться, и к тебе потянуться люди. И перестанут называть тебя умником, а все больше мудрецом. Потому что к мудрости приводит человека не накопление знаний, а их распространение.