Глупец обещает то, что делать не надо. Подлец обещает то, что сделать не может. Хитрец обещает то, что обязан делать. А тот, кто ничего не обещает – мудрец.

134

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Еще недавно я понятия не имел, что такое иудаизм. А сейчас я каждый Шабат в Синагоге. Ежедневно надеваю тфилин, читаю «Шма» и недельную главу Торы. Я бы хотел продвигаться дальше. Какой, по-вашему, должен быть следующий шаг?

- Если ты имеешь желание продвигаться дальше – это уже шаг. Ну а если серьезно, ты должен отказаться обманывать Всевышнего, благословен Он.

- Какой обман?! Вы что?!

- Каждый Шабат в молитве «Амида» ты просишь у Творца так много. Ты просишь всего и побольше. А что взамен? Всего лишь: «Будем благодарить Тебя и провозглашать Тебе хвалу вечером, утром и днем…» Это о трех молитвах. Утренней – «Шахарит». Послеполуденной – «Минха». И вечерней – «Маарив». Вот и получается, что вечером в субботу ты обещаешь молиться трижды в день и продолжаешь молиться один раз в неделю. Разве это не обман? И вообще, обещания так часто заканчиваются обманом, что надо обходиться без них.

- Что-то я не понял? Если я не буду обещать молиться, так можно и не молиться?

- Ты действительно не понял. Слова «Будем благодарить Тебя…» можно воспринимать как обещание – будем когда-нибудь, а можно как действие – благодарили, и будем благодарить дальше. Мой учитель про обещания говорил так. Глупец обещает то, что делать не надо. Подлец обещает то, что сделать не может. Хитрец обещает то, что обязан делать. А тот, кто ничего не обещает – мудрец. Так что перестань обещать и начинай молиться. Для начала хотя бы «Шмонэ эсре». «Шмонэ эсре» или «Амида» – основная из ежедневных молитв. Ее прочтение занимает всего десять минут. Как бы ты назвал человека, пожалевшего полчаса взамен на все блага мира?

- Глупцом!

- О! Я вижу, ты сделал еще один шаг.