Путь к истине начинается со знания, проходит через умение и заканчивается возможностью.

135

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вы все время говорите о важности знаний. В смысле, что необходимо учить Тору, законы, ну и так далее. А тут вдруг на фарбренгене сказали, что знания – это не все. В принципе, я согласен, но… хотелось бы послушать, что вы имели в виду. 

- Изучение Торы – это не просто получение знаний. «Изучение Торы приравнивается ко всем заповедям, вместе взятым».[1] И этим все сказано.

- И все-таки, вы сказали, что знания – это не все. Или мне послышалось?

- Не имея реализации, если хочешь, приложения, знания становятся не более чем гимнастикой для ума. Человека кормит хлеб, а не знание о том, как его пекут. Знание, облекаясь в практику, рождает умение. Но каким бы умелым пекарем ты ни был, без муки хлеба все равно не будет. Знание, умение и возможность – три составляющие одного пути. Пути к истине. Есть у меня история, как раз об этом.

Давным-давно, когда мудрецы были пастухами, а пастухи мудрецами, жил один пастух. Было у него восемь сыновей. И заметили все, что младший сын к учению способность имеет. Позвал пастух его и говорит: «Исполняется тебе тринадцать лет. И умен ты не по годам. Да не в годах ум, а в учении. Решил я, что путь твой - в город, в дом учения, к мудрецам великим. Кто знает, может и ты к моим сединам славы дома нашего прибавишь. А пока в последний раз пойдешь скот пасти с братьями своими, что бы помнил тяжесть труда».

Так и стало. Отправились все в путь со стадами, с отарами. Вечером отбился один ягненок от стада. Послали за ним младшего. Шел он по голосу ягненка, так как не видно ничего. И вот, перед ним человек в белых одеждах. Не испугался пастушок, спрашивает: «Кто ты?» -  «Я». - «Что ты хочешь?» - «Хочу познать все явное и тайное». Заблеял ягненок, отвлекся на него юноша, а человека уже нет.

Утром проходило стадо мимо скал. Заблестело что-то на отвале. Пошел посмотреть младший. И вот перед ним путник в цветных одеждах. Спрашивает его пастух: «Кто ты?» - «Я». - «Что ты хочешь?» - «Хочу, чтобы было у меня много учеников». Сорвался камень со скалы, отвлекся юноша, а человека нет.

Ближе к вечеру пришли они к водопою. Пока овцы пили, отошел младший с раздумьями своими, а навстречу ему человек в черных одеждах. Не удивился он и спрашивает: «Кто ты?» - «Я». -  «А ты что хочешь?» - «Хочу, чтобы весь дом Яакова заповеди соблюдал». -  «Те двое перед тобой пропали. А ты?» - «Не пропали. Вперед ушли. А я пришел и ждать буду». – «Кого ждать?» - «Израиль. А ты иди. Впереди новый день, новые встречи».

Пришли они домой. Рассказал сын отцу о путниках. Спрашивает отец: «Что ты понял?» - «Первый хочет знаний для себя, а значит, думает только о себе. Второй хочет много учеников, значит и забота его хотя бы о них. Третий вообще - ни о знаниях, ни об учениках. Желание его обо всех. А ты сам говорил –  тот, кто думает обо всех, не думает ни о ком». - «Не то я говорил. Слова мои – думающий обо всех, не думает о каждом. Если пять овец пить хотят, а шестая нет, разве не будешь их поить?  И видел ты не то. Не день перед тобой был, а жизнь. Не путников ты видел, а ангелов Б-га. И показали они тебе путь к истине. Путь к истине начинается со знания, проходит через умение и заканчивается возможностью. Первый искал знания. Второй нашел их, и искал умения передать ученикам. Третий же и знаниями овладел, и учеников воспитал, и отправил их по миру, чтобы каждый вышедший из дома Яакова вернулся в дом Израиля».

Вот такая история. Кстати, первый раз я ее услышал от отца, когда мне исполнилось тринадцать лет. На Бар-мицва. А ему рассказал его отец, дед мой, то же в тринадцать лет. И тоже на Бар-мицва. Такая вот традиция.

- История и в самом деле интересная. Но у меня вопрос. Ведь не случайно Ангелы были одеты в разные одежды? Это ведь что-то значит?

- Ты знаешь, я тоже спрашивал отца об этом. Он объяснил так. Белые одежды – это одежды первосвященника. Первосвященник должен был знать в Торе и явное, и тайное, так как его знания имели отношение ко всему народу. Цветные одежды указывали на то, что их хозяин занимает особое положение в обществе. Такое положение было у учителя, мудреца. Черные одежды – это намек на нашего Ребе, который был мудрецом, имел тысячи учеников и разослал посланников по всему миру, чтобы каждая еврейская семья имела возможность приобщиться к традиции. Чтобы каждый еврей вернулся в дом Израиля!



[1] Мишна, Пеа, 1:1