Самодостаточность религии – это когда нет необходимости укреплять свою веру, обращаясь к другим.

137

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я хотел бы обсудить разницу во взглядах на одни и те же вопросы в иудаизме, христианстве и мусульманстве. Я пришел к выводу, что...

- Подожди! А зачем тебе это?

- Ну, как! Сравнивая, можно понять, кто прав.

- Сила религии не в поиске превосходства над другими, а в самодостаточности. У меня есть ответы на все вопросы, касающиеся взаимоотношений с Б-гом, вернее, я знаю, где они есть. И у меня нет необходимости сравнивать, искать «изъяны» в чужой религии или доказывать «превосходство» своей. Это глупейшее занятие, потому что я докажу превосходство иудаизма, христианин – христианства, мусульманин – мусульманства. И это нормально! Для каждого его вера единственно правильная, иначе она превращается в неверие. И вообще, построение доказательств правоты от обратного – это удел светских наук. В теологии подобный подход приводит лишь к нетерпимости.

- Почему?!

- Когда учитель говорит своим ученикам: «Посмотрите, как у них неправильно и как у нас правильно», – он не укрепляет веру, потому что ученики веру уже приняли. Они априори считают свою единственно правильной и усваивают лишь то, что у других неправильно. И кто знает, не возникнет ли у кого-нибудь желание исправить чужое силой. Вот поэтому я и сказал, что сила религии в самодостаточности. А самодостаточность религии – это когда нет необходимости укреплять свою веру, обращаясь к другим.

- Хорошо. Но ведь всегда находились люди, меняющие веру. Возможно, они не нашли всех ответов?

- Я бы сказал, что всегда были люди, меняющие не веру, а религию. И ответы они нашли, но они их не устроили. И это вопрос не веры, а выбора. Выбора конкретного человека. Раби Акива говорил: «Все предопределено (Всевышним), но (человеку) предоставлена свобода выбора...»[1] А Раби Эльазар Гакапар сказал: «…(Всевышний – Он Б-г, … Он знает (все дела людей), …Он будет судить. …и не по своей воле предстанешь перед судом и дашь отчет Царю всех царей».[2] А значит прежде, чем сделать выбор, необходимо понимать, Кто и когда оценит его правильность.



[1] Авот 3:15

[2] Авот 4:22