Добро не может быть предметом сделки. Поэтому не жди, что за него будут платить тем же.

139

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я столько сделал добра своему соседу, а тут попросил его помочь в одном деле, и он отказал. Вот уж в самом деле говорят, не делай добра, не получишь зла.

- Так говорят люди, для которых добро – всего лишь товар, который можно купить, продать или положить на полку про запас. Они ставят плюсики за каждое доброе дело, а потом предъявляют счет всем, и даже Б-гу в надежде получить награду или обменять свои добрые дела на свои же грехи. Эдакий взаимозачет с перспективой на рай. Рамбам говорил: «Тот, кто хочет служить Всевышнему искренне, должен ориентироваться не на будущий мир, но делать добро и бороться со злом, потому что он – человек, и он призван преобразовать человечество». Понимаешь?! Не накопить добрых дел для своей пользы, а   преобразовать, изменить мир  – вот цель человека.

- Но вы же сами говорили, что добрые дела приносят в мир святость.

- Конечно, говорил. Молитва, изучение Торы, милосердие и добрые дела стали заменой служению в Храме, а значит, имеют первостепенное значение для человека, вставшего на путь праведности. Но надо понимать, что такое добрые дела. Понимать, что творить добро – это наука. Йешаяѓу сказал: «УЧИТЕСЬ ТВОРИТЬ ДОБРО...»[1] Это значит, что если ты сделал доброе дело и испытываешь гордость, ты приносишь в мир гордыню. Если ты ждешь, что тебя будут хвалить – тщеславие. Если даешь не всю цдаку, приносишь жадность. А еще хамство, страх, ложь и так далее.

- Что-то я не понял. Кто-то горд тем, что помог построить дом бедняку. Что же здесь плохого?

- Ничего. Наоборот. Построить дом – это превосходно. Это доброе дело. Оно изменило к лучшему жизнь, возможно и судьбу этого бедняка. Но не изменило мир потому, что наполнило его гордыней. Учиться творить добро – это, с одной стороны, помогать людям, сопереживая. С другой - забыть свое эго, требующее за добро хотя бы маленькой похвалы. А, возвращаясь к началу разговора, - хотя бы понимать простую истину: добро не может быть предметом сделки. Поэтому не жди, что за него будут платить тем же.



[1] Йешаяѓу 1:17