Искусство – дитя таланта, вскормленное любовью и страданием.

140

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я недавно прочитал фантастический рассказ, который удивил меня своей идеей. В общем, жил один талантливый писатель. Все у него было хорошо. Книги огромными тиражами по всему миру. Признание. Даже слава. Чудная семья. Прекрасные друзья. И вот однажды вышел он из дома, вернее, открыл дверь - и вместо того чтобы оказаться на улице, попал на корабль инопланетян. Выглядели они как люди и разговаривали как люди. Доставили они его на свою планету, чтобы он помог разобраться, почему угасает у них искусство. Не просто нет интереса, а само понятие пропадает. Нет художников, писателей, поэтов. Музыка есть, но создается машинами. Эдакими музыкальными роботами.

Стал он изучать, если так можно сказать, эту планету. Ходил, смотрел, знакомился. И обнаружил, что у них, у инопланетян, есть все. Цивилизация, в смысле технического прогресса, – нам и не снилось. Конфликтов никаких. Болезней почти нет. Про бедность никто и не слышал. Живи и радуйся. Собственно, они так и делали. Но… У них на планете не было семей. То есть люди, или как их там, вместе трудятся, проводят время, отдыхают, занимаются спортом. А семей нет.

Обратился он за объяснением к одному руководителю из совета планеты. А тот и объяснил, что раньше у них были семьи. И отношения в семьях были близки к идеальным. Любовь, почитание родителей, уважение детей. Все жили дружно. И даже дома выбирали рядом, чтобы в гости почаще ходить. Но когда достигли они пика своего развития, то единственное, на что они не могли повлиять – это привязанность к близким. Переживания за детей, родителей, жен, мужей сильно тревожили их души. Неудачи и проблемы детей, старость родителей, разводы, а не дай Б-г, болезни, аварии, ну и так далее. Не говоря уже о смерти, несущей не только страдания, но и вечное расставание с дорогим человеком. Очень это их тяготило, потому что в их мире уже давно не было ненависти, не было зла. Была только любовь. Любовь ко всем, но особенно к родственникам. В общем, не могли они больше с этим мириться и провозгласили борьбу за мир без слез.

Постепенно, более сотни лет, отходили они от семейного уклада. И, наконец, получилось то, что получилось. Если женщина и мужчина испытывают симпатию, вернее, чувства друг к другу, они встречаются, проводят вместе время. Ходят в театры, кино, рестораны. В отпуск вместе. Но! Живут раздельно. И как только влюбленность, если она была, проходит, они расстаются. Если женщина забеременела, она спокойно рожает. Но ребенка после родов она даже не видит. После роддома его отправляют в заведение типа наших интернатов, только, понятно, значительно лучше. Если необходимо общение с детьми, любая женщина или мужчина могут взять ребенка в интернате для общения, но только на один день, чтобы ни он, ни они не привязывались. В следующий раз берут ребенка, но уже другого. Вот и получается, что ни у кого нет ни родителей, ни детей. Вообще родственников нет. Есть некая коллективная ответственность всех за каждого, и каждого за всех, но не более.  

Удивительно это было нашему писателю. Но новые впечатления так его вдохновили, что он написал роман прямо на этой планете. Подарил его этим чудикам и отправился домой.

Так и остались они без ответа. Думали, что появилось какое-то аномальное влияние планеты или космические лучи, приведшие к изменению мозга и, как следствие, упадку культуры, в смысле искусства. Но, во-первых,  ничто не помешало созданию романа нашим писателем, а во-вторых, был он настолько превосходным, что о постороннем влиянии пришлось забыть.

Ну, а дальше от автора прозвучало, что развитие, в смысле технократизм и, как следствие, рационализм неизбежно приводят к очерствению человека и угасанию искусства как такового, потому что искусство иррационально и не поддается планированию, а значит несовместимо с прогрессом. Вот!

Как вам рассказ? Правда в нем что-то есть?!

- О! Конечно есть. Буквы и слова точно есть. Кстати, смысл тоже есть, но... как бы это сказать, все с ног на голову. Разве прогресс противник искусства? Нет. Он лишь рождает другие формы. Даже не другие, а новые. А ответ на вопрос этих «инопланетян» на поверхности. Они были близки к идеальному обществу. Обществу, победившему зло! И вместо того, чтобы сделать следующий шаг к любви, выходящей за рамки межличностных отношений, «любви, полной наслаждения»[1], они ее уничтожают. А без любви нет искусства. Потому что искусство – дитя таланта, вскормленное любовью и страданием. Они хотели построить мир без слез, а получили мир без любви. Черствый, прагматичный мир, обреченный не только на отсутствие искусства, но и на отсутствие человека как понятия. Потому, что человек, лишенный любви – это уже не человек. Это биологическое существо, называемое в подобной литературе – андроид.



[1] Шир Аширим 7:7