Равенство нельзя провозгласить. Оно достается в борьбе с собственным эго. И лишь победив, получаешь свободу, позволяющую ощущать себя равным любому.

142

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я опять к вам по поводу одного рассказа. И опять фантастика. Начало можно пропустить. В общем, экспедиция, направленная изучать искривления пространства, попадает на планету с высокоразвитой цивилизацией. Там с ними много чего приключается. Суть не в этом. На этой планете провозглашен культ равенства, если так можно сказать. Равенство во всем. В отношении к работе, и вообще к любому делу. Равенство в семье, быту, отдыхе, приобретении жилья, машины и так далее. А главное, у них у всех, абсолютно у всех, одинаковая зарплата. Независимо от профессии и должности. Предпринимателей, в нашем понимании, нет. Есть директора, управляющие, менеджеры, но все они как бы служащие. И как раз равенство финансовых возможностей и привело к равенству возможностей приобретения благ. Каждый может отправиться в путешествие куда захочет. Каждый может приобрести любой дом или квартиру. Любую машину. В общем, все что угодно. И это все зависит только от желания, в смысле пристрастий. Ну, кому что нравится.

И если вопросы социального равенства, то есть в семье, на работе и так далее, наши ребята смогли понять, ну, почти смогли, то равенство доходов вызвало просто вал вопросов. Мол, как можно равнять труд землекопа и врача. А как богема? Певец, собирающий концертные залы или стадионы - и дворник. Там было много примеров и доводов о том, что никакого равенства в таком подходе нет. Наоборот, сплошное угнетение одних и возвышение других. Ответ был прост. Работу можно разделить на три категории.

Первая – работа как образ жизни. Это относится к людям искусства. Для художника или поэта работа – это не просто часть жизни, это образ жизни. Человек по-другому просто не может. Вторая категория – работа, которую выбирают. Это врачи, учителя, квалифицированные рабочие профессии. Одним словом, то, что нравится, к чему стремятся. И третья категория – работа, которую не выбирают. Это грязные, тяжелые виды работ, которые не могут нравиться, но которые необходимы для нормального существования общества. Так вот, труженики первых двух категорий сознательно идут на понижение дохода, в обмен на занятие делом, которое нравится или является частью жизни. Остальные получают компенсацию от общества за то, что выполняют грязную - в кавычках - работу. Все справедливо. То есть, все работы если и не хороши, то нужны обществу в равной степени, а значит и оцениваются одинаково. И отдельный вопрос о руководителях. Тех самых управляющих. Люди реализуют свои амбиции. Стремления к карьерному росту, положению – и это тоже привилегия, за которую надо платить. Единственное неравенство, правда, условное, которое у них существует – это уважение, в глобальном понимании. То есть, знаменитости на слуху, в телевизорах и прессе. О них говорят, ими восхищаются, обсуждают. Ну, как у нас. И эта известность, кстати, тоже один из моментов социального премирования.

В общем, смотрели на это все наши исследователи и даже если что-то и не понимали, то все равно восхищались. Мир равенства завораживал спокойствием. Кстати о спокойствии. Преступности фактически нет. Воровство не имеет смысла. У всех все есть. Бытовые ссоры – не более ссоры, так как изначально признается равенство каждого, и нет более значимого мнения. Убийство вообще немыслимо, потому что равенство жизни – высшая ценность, а значит отобрать чью-то жизнь равно убить себя.

Я не буду больше утомлять вас пересказыванием. Просто, размышляя над прочитанным, я вдруг подумал, что для людей равенство неприемлемо. И более того, в человеческой природе заложено отрицание равенства. С момента появления первых людей, я имею в виду детей Адама, уже не было равенства. Б-г любил Ѓевеля, а не Каина. Это уже неравенство. А затем решение Каина убить брата. Ведь не ради наживы. А из зависти. А вы сами говорили, что зависть – враг равенства. Вот и получается, что раз зависть была заложена в Каина, значит, было заложено и отрицание равенства. А поскольку значительная часть человечества произошла от Каина, отрицание равенства заложено во всех. Как вам такой вывод?!

- Превосходно…

- Правда!? Я так рад, что вам понравилось…

- Подожди. Ты не дослушал. Превосходно, что ты не просто читаешь Тору, а пытаешься думать, анализировать. Превосходно, что пришел спросить. А вот все остальное не очень.

Разберемся с понятиями. Я думаю, ты понимаешь разницу между равноправием и равенством. Равноправие – категория общественная. Равенство – личностная. И это во-первых. То есть равенство нельзя провозгласить. Оно достается в борьбе с собственным эго. И лишь победив, получаешь свободу, позволяющую ощущать себя равным любому.

- Почему в борьбе с эго?

- Именно эго нашептывает тебе, что ты, конечно, равен тем, кого показывают по телевизору, и оно же убеждает тебя, что ты выше каких-то людишек, с утра до вечера добывающих себе пропитание. И уж если ты не стал президентом, лидером партии или знаменитостью, то только потому, что не хочешь. Эго выстраивает пирамиду личностной значимости и автоматически помещает тебя на самый верх. Победа означает разрушение пирамиды и понимание того, что каждая жизнь – кирпичик в стене мироздания. И от каждого кирпичика зависит прочность этой стены.  

Вернемся к равенству. Во-вторых, равенство – категория не самостоятельная. Равенство – производное любви. В том числе, любви к ближнему. Но разве есть в Торе хоть слово, что Г-сподь наш, благословен Он, любил Ѓевеля больше, чем Каина? Нет. «…И БЛАГОВОЛИЛ БОГ К ЃЕВЕЛЮ И К ДАРУ ЕГО;  А К КАИНУ И К ДАРУ ЕГО НЕ БЛАГОВОЛИЛ…»[1] Благоволил, а не любил. Речь идет о первом жертвоприношении. Первом, упомянутом в Торе. Разве мог Б-г принять жертву Каина? Нет! Из-за мыслей его и из-за намерений, которые, конечно, были известны Всевышнему. И зависть Каина к Ѓевелю взросла много раньше описываемых событий. Ѓевель был младшим. И работа досталась ему более легкая – пасти овец. Каин, как старший, помогал отцу обрабатывать землю. И сейчас это нелегкий труд, а в те времена и подавно. Неравенство труда, и как казалось, положения – вот причина неприязни Каина к Ѓевелю. А когда принесли они жертвы свои, и не принят был дар Каина, сказал  Б-г: «…ЕСЛИ КЛОНИШЬСЯ К ДОБРУ, ТО ПРОСТИТСЯ ТЕБЕ, ЕСЛИ ЖЕ НЕ КЛОНИШЬСЯ К ДОБРУ, ТО У ДВЕРИ ГРЕХ ЛЕЖИТ, И К ТЕБЕ ВЛЕЧЕНИЕ ЕГО; ТЫ ЖЕ ДОЛЖЕН ВЛАСТВОВАТЬ НАД НИМ».[2] Выбор, который был предоставлен Каину - склониться к добру, отказавшись от греха, и тем самым вернуть расположение  Г-спода, благословен Он, или открыть дверь, где с обратной стороны лежит грех, словно дикий зверь, поджидающий добычу. Не смог Каин побороть гордыню свою, поддался греху, завладевшим его сердцем, и забрал жизнь Ѓевеля. И лег на него грех за брата своего, и за всех не рожденных потомков его.

Вот так-то. Не отрицание равенства заложено в человеке. Заложена способность выбора, способность властвовать над грехом. В том числе над гордыней, завистью, тщеславием,   всем, что убивает равенство в человеке. Всем, что убивает любовь.



[1] Брейшит 4:4,5

[2] Брейшит 4:7