Тора открыта для всех, но не всем она открывается.

143

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Я читал главу «Ваера» и удивился. Когда к Аврааму пришли Ангелы, он подал вместе масло, молоко и теленка, и они ели! Я подумал – как это может быть? И решил найти ответ. Если вы не будете возражать, я расскажу, что у меня получилось? 

- О! Это очень интересно! 

- Так вот. После дарования Торы законы кашрута были открыты всем. Но это после. Мог ли знать Авраам о законах разделения молочного и мясного? Мог. Даже Ноаху Всевышний дал законы - семь заповедей, которые принято называть «заповедями сынов Ноаха». Из них одна диетарная. Запрет употреблять в пищу кусок от живого.

Авраам располагал значительно большим знанием заповедей и знал о разделении мясного и молочного, но он не знал всех тонкостей. После того, как Всесильный заключил свой союз с Авраамом, подтвержденный обрезанием, такое приблизительное знание не могло устроить праотца избранного народа. Авраам хотел знаний. Больше знаний. Что же было дальше? 

«И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ БОГ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ, А ОН СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ»[1]. Произошло это на третий день после обрезания Авраама. Можно себе представить, что в те времена, при отсутствии антисептиков, противовоспалительных и обезболивающих средств, третий день был днем пика воспаления и боли. Но Авраам не лежал в прохладе шатра, а в самый зной сидел у двери. Почему? Он ждал. Ждал ответов на свои вопросы. И вот перед ним три человека. Три Ангела. Но пришли они не для того, чтобы рассказывать Аврааму о законах кашрута. Я читал, что Ангел никогда не получает больше одного поручения. Первый пришел сообщить о рождении Ицхака, второй - разрушить Сдом, а третий - спасти Лота.

О кашруте поручений не было. И вот, предложение Авраама подкрепиться. Ангелы не нуждаются в пище. Они вообще не едят! Но… соглашаются  ждать, пока приготовят хлеб и теленка. Зачем им эта задержка, когда есть три задания? И тем более, зачем им есть? Конечно, чтобы не обидеть Авраама, но только ли? И почему Авраам подал все вместе?

«И ВЗЯЛ МАСЛА, И МОЛОКА, И ТЕЛЕНКА, КОТОРОГО ПРИГОТОВИЛ, И ПОСТАВИЛ ПРЕД НИМИ, А САМ СТОЯЛ ПОДЛЕ НИХ ПОД ДЕРЕВОМ, И ОНИ ЕЛИ»[2]. Все просто. Ангелы согласились ждать, а потом есть, чтобы показать Аврааму как, что за чем, с каким интервалом употреблять. Они, не исполняя четвертого задания, поскольку просто ели, передали Аврааму знания о диетарных законах.

Вот, собственно, и все. Ну и как вам?

- Во-первых, Тора была всегда. До дарования людям и даже до сотворения мира. И Авраам не просто знал все, как ты сказал, тонкости, но и исполнял их. «…ИСПОЛНЯЛ ABPAЃAM ВОЛЮ МОЮ И СЛЕДОВАЛ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЮ МОЕМУ, ИСПОЛНЯЯ ЗАПОВЕДИ МОИ, УСТАНОВЛЕНИЯ МОИ И ЗАКОНЫ МОИ»[3].

Во-вторых, Раши дал куда более простой и логичный комментарий. «… И ТЕЛЕНКА, КОТОРОГО ПРИГОТОВИЛ…», которого буквально «сделал». То есть, по мере того, как было готово, приносил и ставил перед ними. К тому же, «которого сделал» в единственном числе указывает на то, что приготовлен был только теленок, а масло и молоко были в наличии. Понимаешь, как просто. Сначала Авраам поставил молочное и пошел готовить теленка, которого потом и принес.

В-третьих, Ангелы действительно не едят. Но, придя в гости к Аврааму, делали вид, что ведут себя как люди. То есть делали вид, что едят. Мудрецы на основе этого стиха Торы сделали вывод, что человек должен считаться с обычаями того места, куда он приходит, и вести себя в соответствии с ними.

Ну, и последнее, Тора открыта для всех, но не всем она открывается.  Ты молодец. Ты не просто прочитал главу Торы. Ты задумался, анализировал, искал ответ. Это замечательно! И это правильный путь. Но на этом пути не обойтись без проводника. Моим был Раши. Пусть и твоим станет Раши. И тогда, открывая Тору, она будет тебе открываться.



[1] Брейшит 18:1

[2] Брейшит 18:8

[3] Брейшит 26:5