Там, где за грехи прощает не Б-г, а человек, процветает тьма.

147

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! В молитвах, особенно на Йом Кипур, мы просим Всевышнего простить грехи. Я понимаю, что есть грехи, которые действительно можно простить. Но ведь есть и такие, которые прощать просто нельзя.

- О грехах нельзя рассуждать с позиции возможности прощения, потому что грех понятие не только личностное, но и общественное.

- Ну да! Сейчас вы скажете, что все несут ответственность за грех какого-нибудь негодяя, потому что мы его таким воспитали.

- И это тоже, но я имел в виду другое. Любой грех, вырываясь на свободу, приносит в мир темноту, отодвигая приход Мошиаха. И эта темнота закрывает свет не только грешнику, но всем. Это значит, что согрешивший, неся ответственность за свой грех, должен понимать, что его последствия ощущает все общество. Именно поэтому и самые великие праведники молятся о прощении грехов, которых не только не совершали, но о которых не могли даже подумать.

Ну, а теперь вернемся к твоему вопросу. Есть ли грехи, которые нельзя прощать или наоборот, можно? Разве тебе или мне это решать? Хаос, царящий в душах, не раз вынуждал историю ставить человека на место определителя судеб, доверяя наказывать и миловать по своему усмотрению. Одних казнили за праведность, другим прощали грехи, ввергая человечество в еще больший хаос, потому что там, где за грехи прощает не Б-г, а человек, процветает тьма.