Возможно, кто-то и верит, что труд сделал из обезьяны человека. Я знаю лишь то, что труд позволяет человеку оставаться человеком.

148

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Вы сказали, что если к труду относиться без уважения, то и он вас уважать не будет. Уважение к труду – это понятно. А вот что значит – труд не будет уважать, не очень.

- Это не я сказал. Это из истории про мудрого дровосека.

Так вот, жил-был дровосек. Не богато жил, но и не бедно. Было у него трое сыновей. И все бы ничего, да не нравился сыновьям труд родительский. А и никакой другой труд тоже не нравился. Все мечтали о чуде каком-то. Кто о щуке из сказки, которая желания исполнять будет. Кто о кладе, быстро найденном. А кто и о женитьбе удачной.

Позвал как-то дровосек сыновей своих и говорит, мол, занемог, приболел, а на дрова заказ хороший есть. Надо в лес им идти, дрова рубить. Хотя и не болел он вовсе. Так, притворился. Поворчали детки, да делать нечего. Говорит младший: «Ладно. Нарубим по-быстрому да в озере лесном искупаемся. Хоть какая радость». Средний говорит: «Точно! Нарубим по-быстрому, в озере искупаемся да ягод поедим. Хоть какая польза». А старший и вовсе: «Нарубим по-быстрому, в озере искупаемся, ягод поедим да домой по-быстрому вернемся. А то мне кой с кем встретиться надо. Мы с ней давно договорились». Послушал дровосек сыновей своих, покачал головой, но промолчал. Промолчать-то промолчал, да топорики им дал тупые.

Вернулись сыновья, уж звезды повылупились. Спрашивает отец, да с подковыркой: «Что ж так поздно? Небось, ягод, грибов насобирали, накупались, да еще и на свиданку сходили». Заголосили на троих братья: «Куда там! Допоздна рубили. В руках мозоли,  в ушах стук. Поесть бы, да спать». «Вот так-то, дети мои, - говорит дровосек. - Не к труду у вас уважение, а к развлечениям да удовольствиям разным. Потому и невдомек вам было, что топоры-то дадены тупые. А коль нет у вас уважения к труду, то и он вас уважать не будет. А значит, всегда найдется, кому в ваши руки тупые топоры вложить. Так уж лучше родной отец вам урок преподаст, чем дядя чужой потехи ради или по злобе».

Вот такая история.

- История-то хорошая. Но есть вопрос. Неуважение труда оказалось умыслом отца. То есть не труд, а отец не уважал своих детей за нежелание работать. Причем же здесь труд?

- Труд уважает того, кто хочет трудиться, умеет трудиться и отдает труду положенное время. Да, отец дал им тупые топоры. Но человек умеющий трудиться, пусть даже и не желающий, проверить топорики эти должен был.

Я часто повторяю слова Баал Шем Това – «кто живет в радости, выполняет волю Создателя». Жизнь человека поделена на две части. Труд и отдых. И если от отдыха мы хотя бы учимся получать радость, то от труда большинство даже не ждет. А ведь получение радости от труда – это и есть его уважение.

- Послушайте, какую радость получает дворник от своей работы? 

- Ты не понял. Все зависит не от работы, а от человека. Если ты научился радоваться тому, что приносишь пользу - себе, семье, окружающим - характер труда уже не имеет значения. Когда радость от результата труда скрывает негативные стороны процесса получения результата, человек обретает себя. В противном случае он впадает в депрессию или бросается на поиски положительных эмоций «на стороне». И хорошо, если это будет какое-нибудь безобидное увлечение, а не, например, алкоголь.

- Кажется, я понял. В общем, правильно сказал Энгельс, что труд сделал из обезьяны человека.

- Возможно, кто-то и верит, что труд сделал из обезьяны человека. Я знаю лишь то, что труд позволяет человеку оставаться человеком.