Зерно любви прорастает в мыслях и расцветает словами. Но если любовь не растет дальше слов, то она бесплодна, потому что плоды любви – дела, доказывающие истинность слов и чистоту мыслей.

150

Пришел как-то к раввину человек и говорит:

- Ребе! Какая заповедь самая трудная?

- Интересный вопрос. А какие заповеди ты знаешь?

- Вы нас учили, что есть 613 заповедей. 365 запрещающих и 248 повелевающих.

- Правильно. Но заповеди имеют еще несколько делений.

Первое – разделение заповедей на категории мишпотим, эдот и хуким. Мишпотим – рациональные заповеди. До соблюдения которых человек способен додуматься сам. Например, не убей, не укради. Эдот – это «свидетельства». Они относятся к таким заповедям, как Шабат, тфилин. То есть, свидетельства сотворения мира и Исхода. Это заповеди, которые становятся понятными лишь после разъяснения. Категория хуким, «установления», включает в себя заповеди, недоступные человеческой логике. Невозможно понять заповедь о рыжей корове. Возможно лишь знать, что так установил Г-сподь Б-г наш, Благословен Он.

Второе деление – две категории. Заповеди, определяющие отношения «между человеком и Б-гом» – «религиозные» законы и «между человеком и ближним» – «гражданские законы». Ну и скажи теперь, какая заповедь самая трудная?

- Думаю, что-нибудь из хуким. То есть то, что невозможно понять.

- Я так и знал, что ты скажешь хуким! Но…. Не случайно каждое утро перед утренней молитвой мы произносим: «Принимаю на себя заповедь «ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ»[1] Это напоминание о том, что надо провести день, каждый день, в любви к ближнему. Увы, но это и есть самая трудная заповедь.

- Что же в ней трудного?! Люби себе и все!

- Любовь – это чувство. Чувство – категория духовная. А значит, для существования в материальном мире чувствам необходимо облачиться в нечто материальное. Иными словами, в нашем мире любовь – это конкретные дела, совершая которые, человек выражает эту самую любовь. Это понятно?

- Вполне. Но в чем трудность-то?

- Трудность в том, что Тора определяет любовь как целый комплекс поступков, выходящих за рамки светского представления о любви к ближнему. То есть, все понимают, что не убей, не укради, не возжелай дома, жены, добра ближнего, не прелюбодействуй, почитай родителей – относится к категории любви к ближнему. Но даже на этом уровне для многих исполнение этих заповедей представляет трудность. Особенно – не прелюбодействуй.

Что же тогда говорить о том, как сформулировал заповедь любви к ближнему Ѓилель. «Не делай ближнему своему того, что ты не желаешь, чтобы делали тебе». Это значит - прийти на помощь в беде, не держать на ближнего зла, заботиться о нуждающихся и больных. Это значит честность во всех делах, запрет брать проценты, запрет мстить, не питать в сердце своем ненависти и даже не испытывать к ближнему неприязнь или раздражение. Это значит заботиться о семье, друзьях и близких, не злословить, не обманывать, помнить о великом принципе равенства каждого пред лицом Всевышнего, о том, что образ Творца заложен при Творении в каждом человеке.

Много ли ты встречал людей, которые ни разу не сплетничали, не испытывали ненависти, не желали отомстить, всегда приходили на помощь? В трактате «Авот» есть высказывание Раби Ханина: «Молись о благополучии властей: ведь если бы не страх перед ними, люди бы живьем заглатывали один другого».[2] А ты говоришь - люби себе и все. Любви надо учиться. Понимать, что любить ближнего, как себя, значит любить других не меньше, … а себя не больше. Понимать, что зерно любви прорастает в мыслях и расцветает словами. Но если любовь не растет дальше слов, то она бесплодна, потому что плоды любви – дела, доказывающие истинность слов и чистоту мыслей.



[1] Ваикра 19:18

[2] Авот 3:2