Об авторе
Раздел называется «Об авторе». Но… я подумал, что если писать будет кто-то и напишет хорошо, а может быть и очень хорошо, то скажут, что это лесть. А если напишет плохо, то мне это надо?! Поэтому не «Об авторе», а «О себе».
Я родился и вырос в нерелигиозной семье. К тому же вдалеке от местечек и синагог. Это значит, что я знал, что такое маца, фаршированная рыба, шейка, штрудель. Что Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, а Талмуд – это большая книга. Ну и еще немного, что наряду с пониманием нескольких слов на идиш делало меня евреем. К слову сказать, мои бабушки и дедушки на идиш разговаривали, мама с папой не разговаривали, но понимали, а я, вы уже знаете, располагал лишь несколькими словами, которые иногда правильно (то есть к месту) употреблял. И, конечно, видя еврейскую фамилию в телевизионных титрах или печати, я не без гордости произносил: «Наш человек!»
Из вышесказанного понятно, что никакого религиозного образования я не получал. И лет до тридцати пяти даже не задумывался о том, что еврейство выходит за пределы «пятого пункта» в паспорте и всевозможных анкетах. Хотя в те времена «еврей по паспорту» уже считалось достижением. Что произошло дальше, я не знаю. В том смысле, что вразумительно объяснить, почему я стал ходить в Синагогу, я не могу. Вернее, я не могу объяснить, что произошло внутри меня. Но я отчетливо стал понимать, даже ощущать, что в глубине моего сознания, там, где должна быть ВЕРА, ничего нет! Ни-че-го! Ни веры, ни знаний о тысячелетних традициях народа, праотцы которого общались с Творцом, народа, получившего скрижали с заповедями, написанными самим Б-гом! Народом, вера которого этот самый народ сохранила, несмотря на две тысячи лет гонений.
А дальше все просто. Человек, хотя бы раз прикоснувшийся к еврейской мудрости, будь то притчи, Коэлет, трактат Авот (и еще много чего), никогда не свернет с пути этой мудрости. Это огромный мир мыслей, анализа, постижения, и в то же время умиротворения. В общем, знающие поймут, а незнающие пусть пробуют.
И пару слов о книгах. Я не писатель. Всё, что я писал раньше – это сочинения на свободную тему. И, как вы понимаете, было это очень давно. Как-то в один из праздников в Синагоге (по-моему, это был мой первый Пурим), когда все уже сидели за столом и все, кто должен был сказать, сказали, наш раввин неожиданно обратился ко мне с просьбой что-нибудь рассказать. А я как раз накануне в книге еврейских анекдотов прочитал прекрасную притчу об окне и зеркале. Почему ее поместили в книгу анекдотов, мне непонятно до сих пор, но хвала составителю, мне было что сказать. Притча всем понравилась. Ее бурно обсуждали, находя примеры из жизни. Раввин сказал, что я молодец и было бы неплохо, чтобы я во время трапез при встрече Шабата рассказывал что-нибудь интересное. Ох! Что я могу рассказать?! У меня тогда не было книг по иудаике, я понятия не имел, что притчи – это огромный и потрясающий мир. Я тогда вообще ничего не знал! Но... раввин сказал, надо делать. Я стал придумывать всякие истории, которые звучали в Шабат, на праздниках и фарбренгенах – в общем, везде, где собирались евреи что-нибудь обсудить. По мере появления знаний, в этих историях кроме житейских мотивов стали появляться религиозные. В итоге получились две книги (третья в работе), которые представлены на ваш суд.
Когда первая книга была издана, ко мне подошел один пожилой еврей и сказал: «В наше время не было таких книг. Это почти учебник. Так легко и таким простым языком преподносить иудаизм! Людям, которые приходят в Синагогу не с детства, трудно найти, что читать, с чего начать, где взять и как не потерять интерес к учению. Если бы в наше время была такая книга!..» Я запомнил эти слова. Приятно, когда твой труд так высоко оценили, но запомнил я их как наказ быть предельно ответственным за каждое написанное слово. И очень надеюсь, что у меня получилось. Вам решать!